Преподаватели
Сороков Дмитрий Георгиевич
Кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии
Сороков Дмитрий Георгиевич
Кафедра: Индивидуальной и групповой психотерапии (c 1998)
Должность: профессор (штатный, c 1998)
Ученая степень: кандидат психологических наук (1994)
Ученое звание: доцент по кафедре индивидуальной и групповой психотерапии, 2010 год
Стаж научно-педагогической деятельности: с 1994 года
Стаж педагогической деятельности: с 1986 года
Образование
1986: Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина. Квалификация "Химик".
1990: Московский государственный педагогический университет им. В.И.Ленина. Квалификация "Практический психолог в системе народного образования"
1993: Аспирантура Московского педагогического государственного университета. Квалификация "Педагог-исследователь"
Дополнительное образование
2019: АНО ДПО «Международная педагогическая академия дошкольного образования»: «Современный детский сад. Новые подходы и технологии в условиях ФГОС» (72 часа)
2018: ФГБОУ ВО МГППУ: «Создание электронных учебных комплексов в системе MOODLE» (72 часа)
2011: лаборатория «Гуманитарные технологии» п/р проф. А.Г. Шмелева: «Конструирование и применение тестов знаний в системе мониторинга качества образования в ВУЗе» (72 часа);
2008: университет REN-2: «Истерия в свете Семинара XVII Жака Лакана»;
2005: МГППУ: «Пакет программного управления проектами»;
1998 – 2000; 1991 – 1993: Центр психологии и психотерапии: мастерская по психологическому консультированию и психотерапии Ф.Е. Василюка.
Профессиональная деятельность
- С 1989 по наст.вр.: ведущий отечественный специалист по реформаторской образовательной системе Марии Монтессори, её историк и теоретик; научный руководитель профильных социальных и образовательных проектов; организатор, разработчик, преподаватель программ дополнительного профессионального образования по Монтессори-педагогике на территории РФ
- С 2019 по наст.вр.: руководитель и ведущий разработчик научно-исследовательского проекта кафедры индивидуальной и групповой психотерапии ФГБОУ ВО МГППУ «Ненадежная привязанность у взрослых женщин: типология, феноменология, механизмы»
- C 2019: участник команды "НЕФОРМАЛЬНО"
- 2013-2017: научный руководитель и ведущий исследователь городской экспериментально-опытной площадки «Адаптация психолого-педагогических технологий Марии Монтессори к условиям работы с детьми с ОВЗ на базе сиротских учреждений».
- 2009-2012: научный руководитель и ведущий исследователь Городской экспериментальной площадки по работе с молодыми семьями на базе ГБОУ «Молодежный центр «Марьино».
- 2005-2008: руководитель и ведущий разработчик двух инновационных образовательных проектов федерального уровня ИОП МГППУ:
- «Единая система сертификации качества подготовки специалистов в области психологического консультирования»
- «Психологический театр как форма развития креативности и профессионального артистизма психолога-практика»
- с 2000: разработчик программ дополнительного профессионального образования «Психотехника учителя», «Психотехника воспитателя», «Психотехника преподавателя творческих дисциплин»
- с 1995: организатор учебного процесса на психологических факультетах МГПУ и МГППИ (заместитель декана по учебно-методической работе)
- 1986-1989: учитель химии в средней школе
- 1985-1989: активный участник Всесоюзного общественно-педагогического движения «Педагогика сотрудничества»
Учебные дисциплины
- Педагогическая психотехника (бакалавриат, специалитет)
- Психодиагностика (бакалавриат)
- Общепсихологический практикум (бакалавриат, специалитет)
- Психология социальной работы (бакалавриат, специалитет)
- Педагогика и методика преподавания психологии (бакалавриат, специалитет)
- Педагогическая практика (бакалавриат)
- Научно-методологический семинар "Исследование гендера" (факультатив, магистратура)
- Преподавание психологии в системе высшего образования (магистратура)
- Преддипломная практика (магистратура)
- Руководство курсовыми, выпускными бакалаврскими работами и магистерскими диссертациями
- «Воспитание и обучение дошкольников по системе М. Монтессори; 1 и 2 ступени» (факультет повышения квалификации).
Научные интересы
- Эмпирические исследования в области дифференциальной диагностики характера; защитного и совладающего поведения личности и коллективных субъектов (партнерских и супружеских пар); гендерной идентичности и гендерных отношений; психологического состояния семейных систем и подсистем на разных стадиях семейного цикла
- Психотехника профессионала: методология методы, практики (диагностика, асcесмент, тренинг, коучинг, HR-консалтинг)
- Мировые инновационные тренды и технологии в образовании и психологии социальной работы; реформаторские образовательные системы, педагогика Марии Монтессори; педагогика сотрудничества
- Гуманитарное образовательное и социально-культурное проектирование
Награды
- 2019: почетный знак ФГБОУ ВО МГППУ «Серебряная ПСИ» за заслуги в развитии университета
- 2017: почетный знак ФГБОУ ВО МГППУ «ПСИ»
- 2017: грамота Департамента образования города Москвы «За результативную плодотворную работу в системе столичного образования, значительный вклад в подготовку квалифицированных кадров для образовательных организаций города Москвы»
- 2014: медаль им. Г.И. Челпанова I степени «За вклад в развитие психологической науки»
- 2011: диплом лауреата конкурса «За лучшую научную книгу 2010 года» («Русская учительница. Семейные истории и метод научной педагогики Юлии Фаусек»)
- 2010: диплом V Международного конкурса «Университетская книга – 2010» в номинации «Лучшее учебное издание по психологическим наукам («Работа с научной информацией. Написание и защита квалификационных работ по психологии»)
- 2005: благодарственное письмо Департамента образования города Москвы «За активное участие в проведении фестиваля «Московский педагогический марафон учебных предметов»
- 2004; 2002: дважды лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования в номинации «Профессор»
Доклады на научных конференциях в 2018-19 учебном году
- 2019: I Всероссийская научно-практическая конференция «Психология и образование в малых городах и сёлах России» (г. Медынь Калужской обл., 17 июня 2019): «Психотехнический подход к проектированию психолого-педагогических практик и к подготовке участников образовательных отношений»
- 2019: VIII Международная конференция ЕССЕ 2019 «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (Москва, 29 мая – 1 июня 2019): «Возможности педагогики Монтессори для детей младшего возраста с ограниченными возможностями здоровья: реабилитация, интеграция, инклюзия?»
- 2019: Международная научно-практическая конференция «Семья и дети в современном мире» (Санкт-Петербург, 22-23 апреля 2019): «Влияние типа гендерной идентичности матерей младших школьников на особенности перфекционизма и копинг-стратегий»
- 2018: VI Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития, посвященная 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой «Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы» (Москва, МГППУ, 13-14 декабря 2018): «Совокупное влияние факторов маскулинности и феминности на копинг-стратегии и перфекционизм женщин»
РИНЦ
SPIN-код (Персональный идентификационный код автора в SCIENCE INDEX): 7011-1238
AuthorID (Персональный код в SCOPUS): 441265
Публикации
Автор 50 публикаций – 17 учебно-методических и 33 научных работ (в т.ч. двух монографий ), среди которых статьи на английском, голландском, итальянском, немецком и финском языках.
Учебное пособие «Работа с научной информацией. Написание и защита квалификационных работ по психологии» на V Международном конкурсе «Университетская книга – 2010» признано лучшим учебным изданием по психологическим наукам, а моно-графия «Русская учительница. Семейные истории и метод научной педагогики Юлии Фаусек» признана лучшей научной книгой года в конкурсе Фонда развития отечественного образования 2011 года.
Научный редактор перевода книги: Перри Ф. Байки на кушетке. Иллюстрированный рассказ о психотерапии. – М.: ООО «Квартет»; ПРОБЕЛ, 2014. – 160 с.
Публикации в РИНЦ (с 2005 года)
- Сороков Д.Г. Возможности педагогики Монтессори для детей младшего возраста с ограниченными возможностями здоровья: реабилитация, интеграция, инклюзия? // Воспитание и обучение детей младшего возраста. VIII Международная конференция (ЕССЕ-2019) : Научное издание. – М., 2019. – С. 49-50. – URL: https://ecceconference.com/upload/pdf/abstract_book_2019.pdf
- Сороков Д.Г. Совокупное влияние факторов маскулинности и феминности на копинг-стратегии и перфекционизм женщин // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы. Сборник тезисов участников шестой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой. / ред. И.В. Шаповаленко, Л.И. Эльконинова, Ю.А. Кочетова. – М. : Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. – С. 591-597. – URL: http://psyjournals.ru/files/107676/Obukhova.pdf
- Сороков Д.Г. Влияние гендерного типа женщин на особенности их совладающего поведения и перфекционизма // Психология и психотерапия: методология, исследования, практика : Сб. статей. М. : Неолит, 2018. С. 81–111.
- Сороков Д.Г. Связь гендерных характеристик с механизмами совладания у женщин с разным типом гендерной идентичности // Психология и психотерапия: методология, исследования, практика : Сб. статей. М. : Неолит, 2018. С. 112–143.
- Сороков Д.Г. Влияние психолого-социальной поддержки молодой семьи на характеристики семейной системы // Семья и современный социум, серия: семья и дети в современном мире : коллективная монография. СПб.: «Социально-гуманитарное знание», 2017. С. 453–459.
- Сороков Д.Г., Сорокова М.Г. «Пятиминутка композиторов»: методика оценки продуктивности вербальной памяти для системы начального музыкального образования // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 5. С. 57–64.
- Сорокова М.Г., Сороков Д.Г. Математика по методу Монтессори для дошкольников и школьников : учеб. пособие. М. : Форум, 2015. 400 с.
- Сорин А.В., Сороков Д.Г. Особенности стилей семейного воспитания и семейных мифов матерей девиантных девушек-подростков // Образование личности. 2015. № 4. С. 69–77.
- Сороков Д.Г. Современная московская молодая семья (по результатам апробации системы социо-психологического мониторинга) : научное издание. М.: ГБУ МЦ «Марьино», 2012. 202 с.
- Сороков Д.Г. Русская учительница. Семейные истории и метод научной педагогики Юлии Фаусек : Монография. М.: Форум, 2010. 384 с.
- Сороков Д.Г. Работа с научной информацией. Написание и защита квалификационных работ по психологии : учеб. пособие. М.: Форум, 2010. 544 с.
- Сороков Д.Г. Юлия Ивановна Фаусек и детская площадка по методу Монтессори при Женском педагогическом институте // Вестник Герценовского университета. 2009. № 6. С. 56–63.
- Сороков Д.Г. Что такое сензитивные периоды в развитии детей // Помогите мне сделать это самому. М.: Изд-во «Карапуз», 2005. С. 203–227.
Другие публикации 2010-х годов:
- Сороков Д.Г. Мелани, Мария и Юлия: зияющие пустоты от потерь versus секретов детства // Хиншельвуд Р. Жизнь и идеи Мелани Кляйн : Иллюстрированный гид / Роберт Хиншельвуд, Сьюзан Робинсон; худ. Оскар Зарэт; перев. с англ. Е. Д. Сороковой; ред. перев. и послесл. Д.Г. Сорокова; послесл. А. В. Сорина. М.: ООО Психологический центр «Квартет»; ПРОБЕЛ-2000, 2015. С. 170-176.
- Сороков Д.Г. Послесловие редактора русского перевода // Перри Ф. Байки на кушетке. Иллюстрированный рассказ о психотерапии. М.: ООО «Квартет»; ПРОБЕЛ-2000, 2014. С. 155-156.
- Sorokov D.G., Sorokova M.G. Features of perception of the family systems state by married couples from clubs of the young families // International Journal of Developmental and Educational Psychology. INFAD: Revista de Psicologia. Año: XXV, № 1-Vol. 1. Badajoz, España, 2013. – P. 31–46.
- Sorokov D., Honegger-Fresco G. Julia Ivanovna Andrusova-Fausek // Il Quaderno Montessori. - Anno XXVIII. - # 112. - Castellanza, 2012. – P. 53 – 64.
- Психолого-педагогическая работа с молодыми семьями : сб. материалов / П.Ю. Зорин, Т.В. Кульгавая, Д.Г. Сороков, Е.С. Мазаева, А.В. Сорин и др. М.: ГУ МЦ Марьино, 2011. 200 с.
- Нормативно-правовое обеспечение социальной и психолого-педагогической работы с молодыми семьями : учеб. пособие, хрестоматия / авт. и сост. П.Ю. Зорин, Т.В. Кульгавая, Л.Н. Лизункова, А.С. Сорин, Д.Г. Сороков; под ред. Д.Г. Сорокова. М.: ПРОБЕЛ-200, 2010. 164 с.