Выпускники

Михайлов Владимир_2013

mikhaylov

Проект «Интервью с выпускником», 2015 г.

 

 Михайлов Владимир Александрович

(второе высшее образование, кафедра ИГП, 2013 год выпуска)

Михайлов Владимир Александрович, практикующий психолог на телефоне неотложной психологической помощи МСППН, преподаватель курса «Групповая психотерапия» на факультете психологии РПУ, психолог благотворительного фонда «Детская больница» при ожоговом центре ДГКБ № 9, ведущий балинтовских групп в фонде помощи хосписам «Вера», частнопрактикующий психолог.

 

 


 

 

Интервью подготовили и провели

студенты 2 курса группы ПКК 2.1

Фролова Анна, Комова Анастасия, Мыскина Кристина,

Сакурова Ксения, Булеева Мария, Носова Екатерина

 

Написала статью по материалам интервью

студентка 1 курса ПКК ВВ

Гладких Дарья Николаевна

 

Михайлов Владимир Александрович — по первому образованию юрист, в 2013 году закончил кафедру индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии Московского Городского Психолого-Педагогического Университета.

 

История профессионального становления Владимира Александровича интересна тем, что за свой сравнительно небольшой срок работы в сфере психологии он уже успел попробовать себя в различных сферах: это и работа психологом на телефоне неотложной психологической помощи МСППН, и психологом благотворительного фонда «Детская больница» при ожоговом центре ДГКБ № 9, и работа супервизором для волонтеров в фонде помощи хосписам «Вера», и частная психологическая практика, и преподавательская деятельность на факультете психологии в Российском Православном Университете (РПУ).

В связи с чем у нас возник уникальный шанс пообщавшись с одним человеком узнать сразу о работе психолога в различных местах и сферах.

 

Первым местом работы Владимира Александровича стал телефон неотложной психологической помощи МСППН (ГБУ «Московская служба психологической помощи населению»). В первую очередь нас заинтересовало, кто и по каким вопросам звонит на телефон неотложной помощи. Достаточно предсказуемым оказалось то, что это женщины среднего возраста с проблемами во взаимоотношениях с мужчинами и/или детьми.

 

Неожиданным оказалось, что работу на телефоне фактически можно отнести к «экстренной» работе, поскольку нередко обращения по телефону связаны с фактами избиения. Не менее экстренным представляется и звонок от человека, собирающегося покончить с жизнью. Как пояснил Владимир Александрович, в такой ситуации нужно обладать особыми навыками ведения разговора. Дело в том, что раз человек звонит при попытке суицида, то это говорит о том, что в нем еще есть часть, которая хочет жить. Поскольку если бы он не хотел жить «целиком», не звонил бы. Поэтому в первую очередь необходимо уметь правильно выслушать человека. Следует дать возможность быть выраженной той части, которая про смерть и небытие.

 

Но сложным в данной работе являются не только кризисные звонки, требующие большой включенности психолога, но и сам режим работы. Телефон неотложной помощи работает круглосуточно, а это означает для психолога и работу по ночным сменам.

 

Интересным является структура построения работы в МСППН. В службе есть не только отдел телефонной неотложной помощи, но и специальный отдел экстренной помощи, сотрудники которого в случае необходимости выезжают на место происшествия и оказывают психологическую помощь непосредственно на месте. Также в МСППН есть отделы реабилитации, диагностики и консультации и др. Возможность взаимодействия между сотрудниками различных отделов помогает оказать людям более комплексную помощь, а в каких-то случаях в прямом смысле спасти людям жизнь.

 

При этом с целью обеспечения профессиональности оказываемых по телефону услуг, а также проверки качества таких услуг в МСППН ведутся аудиозаписи всех разговоров. Однако, как выяснилось, есть в работе в госструктуре в Москве и «ахиллесова пята» (как выразился наш собеседник) — это страх жалоб. В службе ревностно относятся к жалобам, и есть общий тренд на избежание жалоб со стороны клиентов. Но к сожалению, всегда есть человеческий фактор с обоих сторон, поэтому жалобы неизбежны.

 

Второй работой Владимира Александровича является благотворительный фонд «Детская больница» при ожоговом центре Детской городской клинической больницы (ДГКБ) № 9.

 

Структура работы в фонде построена таким образом, что за каждым психологом закреплено свое отделение в больнице. За нашим собеседником закреплено отделение плановой хирургии. В данное отделение поступают дети не сразу после ожога, а те, кого направили на плановую операцию, пластику, так же туда кладут и детей с аппендицитами, сотрясениями головного мозга.

 

При этом работа психолога в ожоговом центе связана с работой как с детьми, так и с их родителями. Существует пропорция соотношения объема работы с детьми или родителем в зависимости от возраста первого. То есть чем младше ребенок, тем больше работы с родителем, и наоборот, чем старше ребенок, тем больше непосредственного взаимодействия с ребенком. С целью обеспечения необходимых условий для работы психолога в больнице есть специально обустроенные кабинеты, чтобы с ребенком можно было играть профессионально (Юнгианский песок, специальные игрушки и др.).

 

В ходе интервью собеседник поделился тем, что ему, как человеку, не специализирующемуся на работе с детьми, легче работать со взрослыми. На практике у него возникает сложность в том, что не всегда получается сосредоточится именно на ребенке, и он начинает искать корни проблем сразу в семье или воспитании ребенка. В связи с этим, Владимир Александрович в основном работает именно со взрослыми, ведь он все-таки учился работать именно с ними.

 

Работа с родителями детей является очень важной составляющей, поскольку достаточно часто родители не видят, что кажущиеся им сложности с ребенком связаны не с ним, а самими родителями, взаимоотношениями в семье.

 

Как рассказал наш собеседник, в больнице работа психологов основана на полной свободе, в хорошем смысле этого слова, каждый волен использовать те методики и способы работы с пациентами, которые считает необходимыми.

 

Третьим местом работы Владимира Александровича является фонд помощи хосписам «Вера». Здесь наш собеседник осуществляет работу супервизора для волонтеров фонда.

 

Работа осуществляется с волонтёрами, которые работают с умирающими пациентами. Часть волонтеров идет к тем, кто непосредственно лежит в хосписе (супервизорские группы), часть – идет домой (для взаимодействия), часть – авто-волонтеры (что-то развозят), часть – музыкальные волонтеры (играют, поют вместе с умирающими детьми).

 

Работа с волонтерами заключается в профилактике и коррекции профессионального выгорания. Феномен «выгорания» заключается в том, что человек утрачивает интерес к деятельности, он больше не хочет что-то делать. Обычно за этим стоит какой-то конкретный случай из жизни, с которым и связанна истинная проблема, приводящая к профессиональному выгоранию.

 

Методика работы с волонтерами строится по принципу балентовских групп. Работа идёт с образами: представляется какой-то случай и у участников на этот случай возникает какой-то образ. «Поразительно, как эти образы собирают небольшой случай в многогранную картину».

 

Позитивным моментов в работе в больнице и хосписе, как рассказал Владимир Александрович, является отличная атмосфера. Там работают активные и разносторонние люди, альтруистичные по своей природе, которые все делают с удовольствием, что вносит позитив и легкость в такую сложную работу.

 

Мы поинтересовались у Владимира Александровича, какой был самый интересный случай из практики?

Это оказался грустный случай мальчика-подростка, которому ампутировали ноги. Он был зацепером, в результате чего получил серьезный электрический ожег, приведший к ампутации. Друзья от мальчика отвернулись. Позиция семьи заключалась в том, что «мы не плачем, мы держимся», а внутреннее состояние ребенка – тоска, боль, слезы, на это закрывались глаза. Ситуация также осложнялась геперконтролем со стороны матери.

 

Следующей сферой деятельности нашего собеседника является преподавание в Российском Православном Университете (РПУ). Он ведет курс «Групповой психотерапии» на факультете психологии в РПУ. В процессе преподавания Владимир Александрович своей главной задачей видит избавление от некой иерархии стандартного школьного / студенческого формата обучения, когда преподаватель говорит учащимся как надо, а они записывают, запоминают, и потом повторяют за преподавателем. Работы на курсе «Групповой психотерапии» выстраивается Владимиром Александровичем на основе свободного взаимодействия между участниками, поддержания инициативности студентов, их активности, включенности, свободы и творчества.

 

Занятие строится приблизительно следующим образом. Студентам задаются какие-то вопросы и создается пространство для общения и взаимного обогащения, когда в нем можно из личного опыта усвоить некое знание, прожить его на себе. При этом основная задача и искусство преподавателя заключается в создании такого пространства.

 

Для студентов МГППУ также возможно будет интересно узнать, в чем же заключается отличие психологии, преподаваемой в МГППУ, от психологии — в РПУ. Как пояснил, наш собеседник, психология одна и та же, отличаются лишь религиозные дисциплины, которые преподаются в РПУ помимо психологических (религоведение, христианская антропология, аксеология и т.д.).

 

Еще одной сферой интересов Владимира Александровича является группа совместного чтения Евангелия. Для самого респондента — это наиболее вдохновляющая деятельность.

 

Данные группы проходят следующим образом. Собираются люди, знакомые, друзья друзей, просто со стороны, сначала просто общаются. Потом происходит непосредственно чтение Евангелия: берется короткий отрывок, который становится поводом для свободного обсуждения, размышления, соотнесения со своей жизнью. Такие группы проходят у кого-нибудь дома или в РПУ.

 

Для Владимира Александровича такие группы служат источником духовного развития и эмоционального взаимодействия с близкими и далекими людьми. В таких группах совместного чтения Евангелия его вдохновляет сам формат групповой работы, свободного обсуждения, простого общения, песен под гитару, возможности узнать жизненный опыт различных людей, их духовные поиски, сомнения или просто какие-то обстоятельства из жизни других людей.

 

Стоит отметить, что помимо всех описанных сфер деятельности Владимира Александровича, он также занимается частной практикой (консультации по телефону / скайпу).

 

Учитывая такой широкий спектр деятельности Владимира Александровича, мы поинтересовались у него какие навыки, умения способствуют успешной работе? По мнению Владимира Александровича, наблюдение за работой профессионалов, мастер-классы, личный опыт прохождения терапии в качестве клиента, качественная литература помогают расти профессионально и успешно выполнять свою работу. Основу же успеха он считает энтузиазм и заинтересованность в том, что ты делаешь.

 

Также нас заинтересовал вопрос его личной профилактики профессионального выгорания при таком большом объеме разнообразной работы психологом. По мнению Владимира Александровича, важным для предупреждения выгорания является то, что работа в первую очередь нравится. Также не менее важным являются конкретные меры по профилактике выгорания, которые он практикует: посещение психотерапевта раз в неделю, обязательные супервизии на телефоне неотложной психологической помощи в МСППН, также интервизорская группа раз в две недели в ДГКБ № 9. При этом супервизия, по мнению Владимира Александровича, — «это шикарная штука, именно для осмысления своего опыта, рефлексии своей практики, сказочный инструмент для развития».

 

Одним из наиболее интересующих нас вопросов был «Дал ли институт достаточно знаний, или пришлось заниматься дополнительным обучением?» 

 

Как пояснил Владимир Александрович: «Институт дает академическое образование, базу, на которой можно все строить, дополнительные инструменты нарабатывались поверх». Понимающая психотерапия Федора Ефимовича Василюка, используется им при работе на телефоне неотложной психологической помощи в МСППН – с определенными типами звонящих, на групповой терапии – при формировании запросов, в больнице – при работе с родителями. В то же время точкой роста как психолога, по мнению Владимира Александровича, являются выезды, зимняя и летняя школы, организуемые МГППУ.

Важную роль видит Владимир Александрович и в практике, организуемой МГППУ: «Практика – необходимый опыт, поскольку с помощью практики можно развеять какие-то свои представления о работе, либо их оправдать. Можно понять, где твое место в профессии».

 

У Владимира Александровича такой разнообразный спектр работы психологом, что нас заинтересовало, каким образом он нашел столько интересных мест для работы.

Как оказалось, в МСППН на Телефон неотложной психологической помощи он устроился, еще когда учился в университете, хорошо пройдя собеседование (стоит отметить что МСППН — это одно из мест, в котором студенты МГППУ проходят практику).

В благотворительный фонд «Детская больница» при ожоговом центре ДГКБ № 9 Владимир Александрович также устроился работать пока еще учился. Сначала он работал педагогом в игровой детской, впоследствии стал работать там уже как психолог.

История трудоустройства Владимира Александровича является ярким примером того, что разнообразный круг общения и умение налаживать хорошие отношения с людьми является важным подспорьем в трудоустройстве. Дело в том, что на работу в ожоговый центр, в хоспис и РПУ Владимира Александровича пригласили. Это также доказывает, что хорошего психолога работа иногда может найти сама.

 

В конце нашего интервью мы поинтересовались у нашего собеседника: «Какие у него будут пожелания учащимся?». И Владимир Александрович дал некое напутствие всем учащимся, будущим психологам: «Главное — какая-то увлеченность, какой-то азарт. Искать то, что действительно привлекает, тянет, куда хочется, и туда смело идти. Потому что если этого не будет, тогда нет интереса, нет увлечения, нет мотивации развиваться, расти. Нет смысла. Нужно отдаваться своему увлечению!»

Присоединяйтесь к нам
в социальных сетях!

facebook-icon1 black-white-android-vk.com  youtube-icon1 instagram icon3

 

Второе высшее - деканат

+7 (499) 975-51-18

+7 (499) 975-51-32

 povyshkval bannerПовышение квалификации

+7 (499) 975-51-18

+7 (985) 110-49-32

(пн.- ср. с 11:00 до 19:00)

Преподаватели ПК