г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

ТЕМЫ КУРСОВЫХ и ДИПЛОМНЫХ РАБОТ (специальность 37.05.01 «Клиническая психология»)

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

Тематики* курсовых и дипломных работ преподавателей кафедры клинической психологии и психотерапии

*конкретная тема формулируется совместно с научным руководителем


Холмогорова Алла Борисовна
д.псх.н., профессор, зав. кафедрой КПП
kholmogorova-2007@yandex.ru
1. Личностные расстройства: история изучения, феноменология и классификация
2. Пограничное расстройство личности: история изучения и феноменология
3. Интернет и психическое здоровье
4. Расстройства пищевого поведения в современной культуре: феноменология и классификация
5. Социальная тревожность: история изучения и феноменология
6. Психологические факторы социальной тревожности
7. Феномен физического перфекционизма в современной культуре
8. Феномен одиночества в современной культуре
9. Дискуссионные аспекты перфекционизма
10. Психосоциальные факторы эмоциональной дезадптации в подростковом и юношеском возрастах

Гаранян Наталья Георгиевна
д.псх.н., профессор
кафедры КПП
garanian@mail.ru
Литературные обзоры (для студентов 2 – 3 курсов со знанием английского языка)
1. Психологические модели тревожных расстройств 
2. Тревога и тревожные расстройства на рабочем месте  
3. Интерперсональный опыт пациентов с  тревожных расстройствах 
4. Студенческая эмоциональная дезадаптация: распространенность, методы оценки, культуральные различия
5. Парентификация и психическое здоровье 
6. Концепция психологических границ Хартмана 
7. Когнитивное функционирование при нарциссизме 
8. Когнитивно – интерперсональное направление в психотерапии

Эмпирические исследования (для студентов 3 – 6 курсов со знанием английского языка)
1. Эмоциональное благополучие в юношеском возрасте: роль психологических границ
2. Эмоциональное благополучие в юношеском возрасте: роль конкурентности и ориентации на социальное сравнение
3. Перфекционизм и соотношение поддержки / конкурентности в браке
4. Перфекционизм и близость в браке
5. Парентификация как фактор эмоциональных расстройств в разных возрастных группах 
6. Тревога на рабочем месте у лиц разных профессий 
7. Установки по отношению к профессиональной психологической помощи у студентов разных специальностей

Воликова Светлана Васильевна
к.псх.н., профессор
кафедры КПП

svetlanavv2006@yandex.ru
1. Школьные страхи (обзорная тема)
2. Семейный контекст депрессивных состояний у детей и подростков (обзорная тема)
3. Семейный контекст тревожных состояний у детей (обзорная тема)

Радионова Мария Сергеевна
к.псх.н., доцент
кафедры КПП

radionova.m@list.ru
Темы для 2,3 курса:
1. Психологические аспекты игровой и Интернет-зависимости
2. Психологические подходы к исследованию внутренней картины болезни при психосоматических заболеваниях
3. Развитие воли в детском и юношеском возрасте
4. Психосоциальные аспекты возникновения расстройств пищевого поведения
5. Привязанность, любовь и эмоциональная зависимость
6. Психосоциальные предпосылки созависимости
7. Синдром профессионального выгорания

Темы для 4,5 курсов:
1. Психологические аспекты игровой и Интернет-зависимости (2-5 курс).
2. Апробация опросника чрезмерной вовлеченности в видеоигровую деятельность
3. Личностные изменения зависимых от психоактивных веществ в процессе прохождения реабилитации
4. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами и зависимого поведения
5. Психосоциальные аспекты возникновения расстройств пищевого поведения

Пуговкина Ольга Дмитриевна
к.псх.н., профессор
кафедры КПП

pugovkinaod@mgppu.ru
1. Феноменология депрессий: патоморфоз и клиническая картина
2. Основные психологические теории депрессии  (Предлагается на выбор один из подходов — психоаналитический, бихевиоральный, когнитивный, интерперсональный)

Темы, требующие знания английского языка в объеме, достаточном для поиска статей в электронной базе иностранных журналов и перевода аннотаций статей:
1. Феномен «майндфулнесс» и его исследования как фактора психического здоровья
2. Руминативное мышление как фактор риска эмоциональной дезадаптации и расстройств аффективного спектра
3. Роль жизненного стресса в возникновении эмоциональной дезадаптации и расстройств аффективного спектра
4. Глобализация автобиографической памяти (обзор исследований)
6. Проспективное мышление и его связь с эмоциональным благополучием: современные теоретические модели и эмпирические исследования
7. Концепция самосострадания К. Нефф: связь с психическим здоровьем

Польская Наталья Анатольевна
д.псх.н., профессор
кафедры КПП

polskayana@mgppu.ru
1. Самоповреждающее поведение в клинической практике
2. Нарушения образа тела в подростковом возрасте
3. Межличностные факторы самоповреждающего поведения (необходимо знание английского языка)
4. Стыд как психологический феномен (необходимо знание английского языка)
5. Гендерная дисфория в подростковом возрасте (необходимо знание английского языка)
6. Психическая травма: теории, причины и психопатологические последствия (необходимо знание английского языка)

Рычкова Ольга Валентиновна
д.псх.н., профессор
кафедры КПП

rychkovao@bk.ru
1. Нарушения когнитивных процессов у лиц, потребляющих психоактивные вещества
2. Нарушения эмоциональной и мотивационной сфер лиц, потребляющих психоактивные вещества
3. Галлюцинации как психопатологический и психологический феномен
4. Нейрокогнитивный дефицит у больных шизофренией
5. Диагностика нарушений социального поведения у больных шизофренией: проблема метода
6. Изменения личности при потреблении психоактивных веществ
7. Мозговые основы химической зависимости: данные современной нейронауки
8. Динамика личности наркозависимого больного в процессе психотерапевтической и реабилитационной работы: аналитический обзор
9. Психологические механизмы склонности к рисковому поведению
10. Особенности эмоционально-личностной сферы лиц, склонных к патологическому гемблингу
11. Концепция RECOVERY (восстановление от психоза): аналитический обзор
12. Нейробиология шизофрении и психологические дефициты
13. Психологические модели нарушений личностной идентичности при шизофрении
14. Влияние употребления каннабиоидов на риск возникновения психоза (аналитический обзор)
15. Психотравмы детского возраста как фактор риска психоза (аналитический обзор)
16. Влияние психотерапии на мозг человека: данные нейронауки

Москачева Мария Александровна
старший преподаватель кафедры КПП
moskacheva.m@gmail.com
1. Использование компьютерных технологий  при оказании помощи пациентам с  расстройствами аффективного спектра
2. IT – тренинги – новая форма тренингов социальных и когнитивных навыков у пациентов с расстройствами шизофренического спектра
3. Виртуальная реальность как новый ресурс развития социального познания: возможности и ограничения
4. Виртуальная реальность – новый ресурс развития социальных навыков: возможности и ограничения
5. Алекситимия как неспецифический фактор психических и соматических расстройств
6. Алекситимия и эмоциональный интеллект: соотношение понятий

Ведмицкая Дарья Дмитриевна
преподаватель кафедры КПП
vedmitskayadd@mgppu.ru
1. Психологическая готовность к родам / материнству: критерии и способы диагностики
2. Готовность к родительству у супружеской пары: критерии и способы диагностики
3. Психологические факторы отказа от рождения детей в современной культуре (феномен чайлдфри)
4. Вклад психологических факторов в проблему бесплодия
5. Переживание невозможности иметь детей (бесплодия) у женщин детородного возраста
6. Психологическая поддержка женщин, использующих вспомогательные репродуктивные технологии
7. Рождение ребенка как важное жизненное событие и связанные с ним переживания
8. Психологические последствия аборта и самопроизвольного прерывания беременности
9. Психологические факторы эмоционального выгорания матерей

Авакян Тамара Витальевна
к.псх.н., доцент кафедры КПП
avakyantv@mgppu.ru
1. Нарушения социального познания у детей-сирот
2. Нарушения привязанности у детей-сирот
3. Замещающая семья как форма устройства детей-сирот
4. Вторичное социальное сиротство: проблема возвратов детей-сирот из замещающих семей


Темы, требующие знания английского языка в объеме, достаточном для поиска статей в электронной базе иностранных журналов и перевода аннотаций статей:
1. Нарушения привязанности как фактор эмоциональной дезадаптации в подростковом возрасте
2. Личностные факторы суицидального поведения в подростковом возрасте 
3. Семейные факторы суицидального поведения в подростковом возрасте

Борисоник Евгения Владимировна
старший преподаватель кафедры КПП

borisonik-ev@mail.ru
1. Психосоциальные факторы суицидального риска  у подростков
2. Модели суицидального поведения
3. Подходы к оказанию психологической помощи лицам с суицидальным поведением
4. Психологические последствия завершенного суицида для друзей суицидента (со знанием английского языка)

Ефремова Елена Сергеевна
старший преподаватель кафедры КПП
efremova_e_s@mail.ru
1. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации студентов и молодежи
2. Источники и виды стресса у студенческой молодежи
3. Стратегии совладания со стрессом у студентов на разных этапах обучения
4. Психологические факторы комплаентного поведения пациентов соматической клиники

Таккуева Елена Викторовна
старший преподаватель кафедры КПП
takkueva@mail.ru
1. Шизофрения: история изучения и феноменология 
2. Нарушение потребностно-мотивационной сферы при шизофрении 
3. Биопсихосоциальная модель шизофрении 
4. Психосоциальная реабилитация и их специфика в работе с больными шизофренией
5. Развитие отечественных и зарубежных концепций на психосоциальное лечение и реабилитацию больных шизофренией
6. Эмпирические исследования эффективности психосоциальной реабилитации больных шизофренией
7. История становления и основные направления психоанализа
8. История становления и основные направления культурно-исторической традиции в терапии

Клименкова Елизавета Николаевна
к.псх.н., старший преподаватель
кафедры КПП
klimenkovaen@mgppu.ru
1. Использование социальных сетей и психическое здоровье подростков и молодежи 
2. Психологические факторы социальной тревожности
3. Социальная тревожность и эмоциональная дезадаптация у подростков и студентов 
4. Способность к эмпатии в подростковом и юношеском возрастах

Кузнецова-Фетисова
Анастасия Александровна
преподаватель кафедры КПП
kuznetsova-fetisovaaa@mgppu.ru
1. Избегающее поведение и самоповреждения в студенческой популяции 
2. Особенности копинг-стратегий у лиц с аутодеструктивными паттернами поведения 
3. Атрибутивный стиль как фактор эмоционального неблагополучия 
4. Особенности семейной коммуникации у подростков с самоповреждающим поведением 
5. Отношение к будущему и самоповреждающее поведение в студенческой популяции 
6. Толерантность к неопределённости и самоповреждающее поведении в молодежной среде

Шарапова Алена Викторовна
преподаватель кафедры КПП
alena.v.sharapova@ya.ru
1. Психологические модели расстройств пищевого поведения
2. Психологические факторы злоупотребления ПАВ в подростковом возрасте

Темы, требующие знания английского языка:
1. Феномен тревожных состояний на рабочем месте: внутренние и внешние предикторы
2. Роль характеристик рабочего места в развитии тревоги у сотрудников организаций (эмпирическое исследование)
3. Феномен неудовлетворенности телом в контексте нарушений пищевого поведения
4. Роль перфекционизма в возникновении и поддержании симптомов РПП
5. Концепция интероцептивной осведомленности как предиктора развития нарушений пищевого поведения (эмпирическое исследование)