г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

Публичные лекции

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

«Как научиться психотерапии?»

Василюк Федор Ефимович, Филиппова Елена Валентиновна

  • Почему люди выбирают профессию врача или бизнесмена кажется понятным. Но кто и зачем выбирает профессию психотерапевта ?
  • Какие мотивы и ценности движут этими людьми? Разбираться в хитросплетениях чужой души, помочь преодолеть кризис, справиться с одиночеством, пережить горе – почему это оказывается для кого-то вызовом и призванием?
  • Какие выборы стоят перед будущим психологом-консультантом? Помогать детям или взрослым, топ-менеджерам или безработным? Индивидуальная работа, тихий кабинет с приглушенным светом, или яркая, громогласная сцена групповой психотерапии? Какими качествами должен обладать (или развить в себе) психотерапевт, работающий с детьми?
  • Связаны ли личные качества психотерапевта с подходом, в котором он работает?
  • Что входит в подготовку психотерапевта? Что должен знать и уметь профессиональный психотерапевт?
  • Где лучше всего учиться психотерапии и психологическому консультированию?

«Психическое здоровье человека в XXI веке»

Холмогорова Алла Борисовна

  • Каковы основные задачи и тенденции развития клинической психологии на современном этапе?
  • Каковы новые факторы риска для психического здоровья населения, связанные с появлением информационного общества?
  • Какие существуют масштабные мультицентровые исследования рисков чрезмерного использования интернета для детей и подростков, в том числе в аспекте пропаганды нездоровых стандартов поведения и внешнего вида?
  • Какие новые и оригинальные исследования по данной тематике проводятся на кафедре клинической психологии  и психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ?

«Трудная жизненная ситуация: чем помощь психолога отличается от дружеской поддержки»

Корнева Елена Николаевна

На протяжении всей жизни каждый из нас постоянно сталкивается с различными обстоятельствами, с которыми мы справляемся с большим или меньшим успехом. Одни ситуации для нас обыденны, мы, не задумываясь, разрешаем их, другие сложнее и требуют больших усилий. Но есть и такие, которые ставят нас в тупик, заставляют остановиться, задуматься, требуют от нас каких-то особых ресурсов. Именно про такие обстоятельства мы чаще всего и говорим – трудная жизненная ситуация.

Такие ситуации ставят перед нами много вопросов – от «Почему?» до «Зачем?». Почему именно со мной? И – зачем я живу, зачем мне дан этот опыт, что я получил в результате, как изменился, в какую сторону, в чем теперь мой смысл?

Но чтобы пройти этот путь от безжалостного, сокрушающего «почему», требуется много времени и много сил, когда порой кажется, что пройти это обычному человеку совершенно невозможно. И тогда перед нами встают другие вопросы – кто мне может помочь, к кому обратиться? Родные люди? Друзья? Или совсем посторонний человек, например, психолог?

Это непростой выбор, ведь родные и друзья знают нас, знают наши привычки, часто знают и наши обстоятельства, им не надо ничего дополнительно рассказывать. Важно и то, что мы сами тоже знаем наших близких – можем без стеснения обсуждать сложные вопросы. А психолог? Кто это? Что он будет спрашивать, что говорить, как говорить? Ему придется рассказывать все с самого начала или можно умолчать о чем-то? Как он узнает, чем мне помочь – он же не знает меня, не знает, что для меня лучше, а что хуже…

«Психические заболевания: биологическая природа или социальная?»

Рычкова Ольга Валентиновна

На сегодняшний день много информации о депрессии, пищевых и тревожных расстройствах, иных состояниях.

Но наряду с распространением знаний и представлений по поводу психических расстройств сложились мифы об их происхождении и методах лечения. К сожалению, число таких мифов растет, и влияют они не только на суждения людей, но и на судьбы пациентов и их близких.

В рамках лекции постараемся разобраться в существующих мифах о врожденном характере психических расстройств, о концепциях лечения, об опасности людей, страдающих психическими заболеваниями и других.

На встрече ответим на вопросы, касающиеся представлений в обществе о психических расстройствах. Как они влияют на оказание помощи пациентам и их родным, а также на профилактику психических расстройств.

«Психологическое консультирование и психотерапия: наука и/или искусство»

Карягина Татьяна Дмитриевна

Цель лекции — познакомить слушателей с современным пониманием того, как соотносятся практика психологического консультирования и консультативная психология как отрасль психологического знания.

Современные методы психотерапии подчас рождаются на основе самых различных практик, в том числе, тех, которые кажутся далекими от «строгой» науки — искусство, религия, эзотерика и т.п. Как психологическая практика может (должна?) интегрировать их? Чем отличаются практическая психология и психологическая практика? Чего практика ждет от консультативной психологии? И, кстати, ждет ли вообще? Что психологической науке могут дать психотерапия и консультирование? 

Особое внимание уделено вкладу Федора Ефимовича Василюка в становление психологического консультирования и консультативной психологии в нашей стране.

Список литературы к лекции

«Психологическая помощь в детской онкологии: возможности и ограничения»

Клипинина Наталья Валерьевна, Хаин Алина Евгеньевна

Медицинские психологи, создатели одной из первых психологических служб в детском онкологическом стационаре, сотрудники отделения клинической психологии ФГБУ НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева поделились своими знаниями о том, что переживают дети/подростки, их родители, а также медицинский персонал в процессе лечения жизнеугрожающих заболеваний. На основании своего более чем 15 летнего опыта Наталья Валерьевна Клипинина и Алина Евгеньевна Хаин рассказали о том, с какими вызовами приходится сталкиваться психологу, который выбирает для себя работу в медицинском стационаре. А также, как особые задачи и условия онкологического лечения влияют на необходимость модификации традиционных подходов и методов психологической диагностики и консультирования. Теоретический материал дополнен анализом кейсов из работы отделения.

«Реабилитация людей с тяжелыми психическими расстройствами и инвалидностью – безнадежные усилия или обнадеживающие изменения?»

Рычкова Ольга Валентиновна, Сиснева Мария Евгеньевна, Таккуева Елена Викторовна

В течение многих десятилетий проблемы психосоциальной реабилитации людей с тяжелыми психическими расстройствами были весьма постоянными и неоднозначными. С одной стороны, важность осуществления реабилитационных программ регулярно подчеркивалась ведущими психиатрами, психологами, представителями других направлений. С другой стороны, работающие в этой сфере специалисты часто утрачивали оптимизм, «выгорали», начинали относиться к процессу формально, сталкиваясь с сугубо медицинским подходом к помощи больным, трудностями преодоления последствий заболеваний, ограничивающими пациентов условиями среды.

Изменилась ли ситуация в настоящее время? Что может предложить современная психология для развития профессиональных компетенций специалистов, работающих в этой области, и для помощи пациентам? Может ли психосоциальная реабилитация быть и интересной, и эффективной?

 

«Трудности в диагностике характера — «слепые зоны» традиционных методик»

Кортнева Юлия Вячеславовна

Психологи-практики нередко сталкиваются со случаями, когда традиционные диагностические методики не дают однозначного ответа. Трудности в установлении диагноза далеко не всегда связаны с недостаточной компетентностью диагноста.  Источником затруднения или противоречия в интерпретации данных могут быть ограничения или лакуны, возникшие на этапе конструирования или кросскультурной адаптации методики.

Обсуждаемая тема будет рассмотрена на материале традиционных, широко используемых методик диагностики характера, разработанных как в европейской традиции, так и в отечественной школе.

 

«Теория речевого мышления Л.С. Выготского»

Морозов Станислав Михайлович

Лекция посвящена теории речевого мышления, которую Л.С. Выготский начал оформлять на последнем этапе своего творческого пути. Сегодня в психологии хорошо известны другие теоретические построения Выготского, такие как теория высших психических функций или теория интериоризации. По мнению автора лекции, теория речевого мышления является развитием и продолжением этих концепций. Выготский не успел завершить теорию речевого мышления, но то, что уже было сделано, позволяет говорить о значительном вкладе ее автора не только в психологию, но и в научное мировоззрение в целом.

«Баланс близости и автономии в романтических отношениях»

Чеботарева Елена Юрьевна

Потребности в принадлежности (привязанности), автономии (самодетерминации) и компетентности (самоценности) считаются базовыми потребностями человека, обеспечивающими психологическое благополучие. Многие люди воспринимают эти потребности как разнонаправленные, ощущают невозможность реализации их всех вместе, необходимость делать выбор, жертвовать одними потребностями ради других. Однако, при более глубоком рассмотрении этих потребностей становится понятно, что они находятся между собой в так называемом диалектическом противоречии, т.е. отражают разные аспекты единого целого, существующие лишь во взаимосвязи друг с другом.

В контексте близких (романтических, супружеских и т.п.) отношений основное противоречие видится между стремлением людей к автономии, самостоятельности, свободе в управлении собственной жизнью и их стремлением к близости, надежной привязанности, пониманию и принятию.

Презентация

«Как найти психолога в интернете: социально-психологические аспекты»

Корнева Елена Николаевна

Обращаясь к сети Интернет в поисках психолога и/или информации о нем, мы сталкиваемся не с реальной, а с т.н. «виртуальной» личностью психолога, которая может очень сильно отличаться от его реальной личности. У психолога, размещающего информацию о себе в сети Интернет, появляется возможность управлять впечатлением, которое он создает у своих потенциальных клиентов. При этом ни достоверность размещаемой информации, ни складывающиеся взаимоотношения в киберпространстве практически никак не регулируются. 

В результате достоверность впечатления о психологе, точность восприятия информации и ее соответствие реальности во многом являются ответственностью самого человека, решившего обратиться за психологической помощью. Сформировать у себя навыки понимания другого человека, умение противостоять манипулятивному стилю взаимодействия в информационном пространстве, способность распознавать этот манипулятивный стиль можно, если знать, какие социально-психологические феномены влияют на восприятие людьми друг друга. 

Мы рассмотрим, как происходит общение в сети Интернет, какие приемы используют специалисты, в т.ч. психологи, для управления вниманием потенциальных клиентов и достижения своих целей при коммуникации в сети Интернет. Поговорим о том, как формируется первое впечатление о человеке, как на него влияют наши собственные установки и стереотипы, откуда берутся ошибки в понимании другого человека, что лежит в их основании и как их избежать.

«Восстановление после шизофрении. Что говорит наука и на что способна практика»

Рычкова Ольга Валентиновна

Концепция восстановления после тяжелых психических заболеваний, в том числе – после шизофрении, имеет небольшую историю. Ее основные идеи до сих пор непривычны и вызывают сопротивление даже у специалистов области охраны психического здоровья. Слишком долгое время шизофрению видели как тяжелое, неизлечимое, фатальное по своим последствиям психическое заболевание. Но так ли это? Новые возможности медикаментозного лечения психоза привели к сокращению тяжести клинических проявлений заболевания, длительности острого психоза, уменьшили его пагубные последствия. Но что изменилось в судьбе больного? Может ли он надеяться на восстановление после перенесенного психического расстройства? Из каких элементов складывается процесс такого восстановления? Каковы его предпосылки и механизмы? И, наконец, каким образом психолог или психотерапевт может помогать пациенту преодолеть связанные с психическим расстройством неблагоприятные для личности и социальной жизни последствия? На эти и иные непростые вопросы мы постараемся ответить в лекции, используя данные современной психиатрии, клинической психологии и нейронауки.

«Сепарация от родительской семьи. Отношения взрослых детей с родителями»

Чеботарева Елена Юрьевна

Сепарация от родительской семьи чаще всего рассматривается в контексте подросткового возраста и начала самостоятельной жизни ребенка. Однако и во взрослом возрасте вопрос сепарации от родителей все еще остается актуальным. Все более популярной становится идея о том, что процесс сепарации не завершается никогда. Даже взрослые дети нуждаются в надежной опоре в виде своей родительской семьи, особенно в стрессовых ситуациях. Для родителей также их дети всегда остаются детьми.

Мы рассмотрим, какие этапы проходит процесс перестройки детско-родительских отношений от подросткового до зрелого возраста; как сочетаются равноправие и иерархия в этих отношениях; какие наиболее распространенные барьеры возникают на пути сепарации.

Также обсудим, как связаны сепарация и привязанность; как можно сделать отношения взрослых детей и их родителей более гармоничными, установив в ней оптимальное соотношение автономии и близости, равновесие между принадлежностью к своей супружеской и к родительской семье.