г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

НАУЧНАЯ РАБОТА

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

Научные традиции

Декан и заведующие кафедрами нашего факультета – ученики непосредственных соратников Л.С.Выготского, развивавших культурно-исторический подход в разных областях психологии.

Декан факультета и заведующая кафедрой клинической психологии и психотерапии А.Б.Холмогорова была дипломницей и аспиранткой Б.В.Зейгарник, которая, как известно, завершив дипломную работу в Германии под руководством К.Левина, вернулась в Россию и стала работать с Л.С.Выготским, развивая его идеи применительно к психической патологии.

Первый декан факультета и заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии Ф.Е.Василюк был последним аспирантом создателя теории деятельности А.Н.Леонтьева, а закончил работу над своей диссертацией уже после его смерти, под руководством выдающегося методолога психологической науки В.П.Зинченко.

Заведующая кафедрой детской и семейной психотерапии Е.В.Филиппова – ученица выдающегося детского психолога и психолога развития Д.Б. Эльконина, последователя и сотрудника Л.С. Выготского. Была дипломницей и аспиранткой Д.Б. Эльконина, работала в лаборатории под руководством Д.Б. Эльконина до его последних дней.

Уважение к учителям, внимание к традициям и профессиональной преемственности позволяют нашим студентам и выпускникам с гордостью относить себя к «правнукам» Л.С.Выготского и К.Левина и «внукам» Б.В.Зейгарник, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина.

Если учесть, что А.Б.Холмогорова прошла обучение в институте А.Бека, а Ф.Е.Василюк прошел обучающую группу у К.Роджерса, то профессиональная родословная наших студентов получается еще более впечатляющей. Силами сотрудников факультета в университете созданы мемориальные аудитории Б.В.Зейгарник и К.Роджерса.

 

Основные направления научных исследований

К важным достижениям факультета относится разработка оригинальных научных направлений в области психологической помощи:

  • Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра (руководитель направления – А.Б.Холмогорова)
  • Понимающая психотерапия (основатель направления – Ф.Е.Василюк)
  • Рефлексивно-деятельностный подход (руководитель направления – В.К.Зарецкий – ученик П.Я.Гальперина, выдающегося соратника Л.С.Выготского по Харьковской школе, создателя теории поэтапного формирования умственных действий).

 

В сфере научных интересов кафедры индивидуальной и групповой психотерапии находится:

  • развитие теории и техники консультативной психологии,
  • развитие самобытных подходов в психотерапии, основанных на базе культурно-деятельностной традиции (реализуемой в понимающей психотерапии) и философии диалога М.М.Бахтина (реализуемой в диалогическом подходе в консультировании),
  • развитие рефлексивно-деятельностного подхода в психологическом консультировании по преодолению учебных трудностей субъектов образовательного процесса.

На кафедре клинической психологии и психотерапии последовательно разрабатывается тема «Психологические факторы эмоциональной и социальной дезадаптации школьников и студентов» в различных аспектах: перфекционизм и стандарты физической привлекательности, социальная тревожность и проблема одиночества, факторы самоповреждающего поведения, пищевых расстройств, проблемного использования интернета. Изучаются  проблемы школьного обучения: роли мотивации и субъектной позиции, психологических факторов насилия и булинга, особенностей детей с РАС. Большое внимание уделяется разработке оригинальных и валидизации имеющихся инструментов диагностики психологических факторов дезадаптации.

Научная работа на кафедре детской и семейной психотерапии посвящена изучению семьи как основы психологической безопасности детей, влиянию семейных и детско-родительских отношений на их психическое развитие, исследованию теоретических оснований интегративной психотерапии с детьми и подростками.

 

Преподавателями и аспирантами факультета защищено более 30 диссертаций на соискание ученого звания кандидата психологических наук и 4 – доктора психологических наук.

Преподавателями факультета подготовлены монографии, учебники по клинической психологии, детской и подростковой психотерапии, многочисленные статьи в рецензируемых научных журналах, тезисы и статьи в сборниках научных материалов конференций различного масштаба. Списки публикаций преподавателей факультета можно найти в разделе Преподаватели, информация о монографиях и методических пособиях размещается в разделе Публикации наших преподавателей.