Кафедра обеспечивает подготовку полного пакета учебных программ для лицензирования МГППУ по специальности «клиническая психология» в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Проводит подготовку по специальности «клиническая психология».
Является одной из выпускающих кафедр факультета психологического консультирования и полностью поддерживает и реализует важнейший принцип образования на факультете – ориентация на развитие практических знаний и навыков при сохранении высоких требований к теоретической и методологической подготовке специалистов.
Обеспечивает базовую клиническую подготовку всех студентов факультета психологического консультирования.
Ориентирована на соединение лучших достижений отечественной и зарубежной научной клинической психологии. Все теоретические и практические курсы обязательно включают информацию о наиболее значимых современных тенденциях и исследованиях.
Кафедра клинической психологии и психотерапии проводит подготовку студентов и слушателей по следующим образовательным программам:
- по специальности«Клиническая психология» (37.05.01), специализация «Патопсихологическая диагностика и психотерапия (в клинической и психолого-педагогическойпрактике)» (5,5 лет).
В образовательном стандарте указывается, что «клиническая психология по профессиональной ориентации, системе подготовки кадров и фундаментальным основам образования является психологической специальностью широкого профиля, имеющей межотраслевой характер и участвующей в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Объектом научно-практической деятельности клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием».
Одним из широко распространенных заблуждений является представление о том, что клинический психолог занимается исключительно проблемами психической патологии. Клинический психолог – это специалист широкого профиля, имеющий углубленную подготовку в области исследований проблем душевного здоровья и отклонений от него. Эта подготовка важна в самых разных областях психологического консультирования (в образовании, организационном консультировании, бизнес консультировании и др.).
Кафедра обеспечивает базовую клиническую подготовку всех студентов факультета ПК. Специализация «психолог-консультант», независимо от конкретного профиля работы специалиста, предполагает глубокое знание психической патологии, умение квалифицированно выявлять ее и направлять нуждающихся за помощью к соответствующим специалистам, а также овладение базовыми навыками работы с состояниями психической дезадаптации. Поэтому роль кафедры на факультете достаточно важна, кафедра нуждается в дальнейшем расширении и укреплении.
Общую ориентацию работы кафедры можно охарактеризовать как научно-практический подход, предполагающий проведение исследований направленных на решение актуальных и значимых практических задач в опоре на хорошее знание феноменологии, эмпирических исследований и опыт практической работы. В своей работе кафедра руководствуется рядом принципов.
- Кафедра придает особое значение базовой подготовке студентов в области теории и истории психологии, а также в области психодиагностки, возрастной, социальной, педагогической и общей психологии. Будущему клиническому психологу также очень важно владеть иностранным языком, читать художественную литературу. Программа подготовки клинических психологов на младших курсов практически идентична подготовке по направлению «Психология».
- Кафедра ориентирована на соединение лучших достижений отечественной и зарубежной научной клинической психологии. Все теоретические и практические курсы обязательно включают информацию о наиболее значимых современных тенденциях и исследованиях. Многие сотрудники кафедры – бывшие выпускники кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ, имеющие длительный опыт работ в старейших и наиболее известных московских научных лабораториях клинической психологии, связанных с именами Б.В.Зейгарник, С.Я.Рубинштейн, Ю.Ф.Полякова и других крупных отечественных клинических психологов. Ведущие сотрудники кафедры имеют опыт зарубежных стажировок в известных западных клиниках и центрах психического здоровья.
- Кафедра делает акцент на развитии знаний и навыков для работы с наиболее распространенными расстройствами, которые в большом количестве встречаются в жизни (среди учителей, учащихся школ и высших учебных заведений, на производстве, в бизнесе), а не в психиатрических стационарах. Это депрессии, тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения, посттравматическое стрессовое расстройство, алкоголизм, наркомании, суицидальное поведение. Их катастрофический рост в современном обществе отмечается многими отечественными и зарубежными авторами. В связи с этим особую остроту приобретают проблемы профилактики этих расстройств, изучение и своевременное выявление факторов риска. В отечественной клинической психологии эти расстройства изучены явно недостаточно. Тематика научных исследований кафедры связана с изучением психологических факторов и механизмов этих расстройств с целью выявления научно обоснованных мишеней психопрофилактической и психотерапевтической работы, а также создания программ психологической помощи.
- Исследования, проводимые на кафедре, не ограничиваются эмоциональными расстройствами. Студенты участвуют в проведении популяционных исследований в школах и высших учебных заведениях, направленных на выявление факторов психологической дезадаптации школьников и студентов и разработку психопрофилактических программ.
- Особое внимание уделяется методологической и теоретической подготовке студентов. Выпускники кафедры должно хорошо представлять себе концепции нормы и патологии в рамках основных психологических школ, историю их становления и современное состояние, владеть основами системного подхода и знать системные модели нормы и патологии, на основе которых осуществляются теоретические и эмпирические исследования в современной клинической психологии.
- Особое внимание уделяется также знанию феноменологии душевной жизни человека, искусству беседы и психодиагностического интервью, искусству самонаблюдения, умению наметить основные задачи психологической помощи. Предусмотрена многоэтапная программа отработки практических навыков психодиагностики и психологической помощи. Она закладывается на младших курсах общепсихологического практикума, практикума по детской психологии и патопсихологии. На четвертом курсе в рамках специализации в течение всего года один день полностью выделяется для работы в клинике в рамках практикума с целью обучения навыкам психодиагностики и интервьюирования пациентов поликлиники и стационара.
- Подготовка в области базовых навыков оказания психологической помощи интегративно ориентирована. Принципиальная позиция кафедры заключается в направленности на синтез лучших достижений различных школ современной психотерапии. Разные члены кафедры имеют подготовку практически во всех основных направлениях современной психотерапии: психодинамической, когнитивно-бихевиоральной. экзистенциально-гуманистической, системной семейной. Многие из них прошли подготовку под руководством иностранных тренеров. Это позволяет организовать для студентов старших курсов систему мастерских, представляющую самый широкий спектр направлений современной психотерапии. Особое внимание уделяется когнитивно-бихевиоральному направлению, как доказавшему свою высокую эффективность в лечении эмоциональных расстройств и коррекции эмоциональных нарушений.
- Выпускник кафедры должен хорошо знать современное состояние эмпирических исследований, хорошо ориентироваться в смежных областях знания (психиатрия, психофармакология, психосоматическая медицина), уметь взаимодействовать с другими специалистами, владеть необходимыми для этого коммуникативными и социальными навыками.