г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

Сороков Дмитрий Георгиевич

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

Кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии

 

Ученая степень: кандидат психологических наук (1994)

Ученое звание: доцент по кафедре индивидуальной и групповой психотерапии, 2010 год

Стаж научно-педагогической деятельности: с 1994 года

Стаж педагогической деятельности: с 1986 года

Образование

  • 1986: Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина. Квалификация «Химик».
  • 1990: Московский государственный педагогический университет им. В.И.Ленина. Квалификация «Практический психолог в системе народного образования»
  • 1993: Аспирантура Московского педагогического государственного университета. Квалификация «Педагог-исследователь»

Дополнительное образование

  • 2021: (21-25 июня), ООО «Юрайт-Академия»: «Цифровое обучение: методики, практики, инструменты» (72 часа)
  • 2020: (10-12 декабря), АНО ДПО «Международная педагогическая академия дошкольного образования»: «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (72 часа)
  • 2020: Оказание первой помощи в образовательных организациях (16 час., ООО «Хелметс», г. Санкт-Петербург)
  • 2020: Семинар по аналитической системе SCIVAL (ВВЕДЕНИЕ), МГППУ, 8 часов
  • 2020: Как создать онлайн-курс, Теплица социальных технологий, 8 часов
  • 2019: АНО ДПО «Международная педагогическая академия дошкольного образования»: «Современный детский сад. Новые подходы и технологии в условиях ФГОС» (72 часа)
  • 2018: ФГБОУ ВО МГППУ: «Создание электронных учебных комплексов в системе MOODLE» (72 часа)
  • 2011: лаборатория «Гуманитарные технологии» п/р проф. А.Г. Шмелева: «Конструирование и применение тестов знаний в системе мониторинга качества образования в ВУЗе» (72 часа);
  • 2008: университет REN-2: «Истерия в свете Семинара XVII Жака Лакана»;
  • 2005: МГППУ: «Пакет программного управления проектами»;
  • 1998 – 2000; 1991 – 1993: Центр психологии и психотерапии: мастерская по психологическому консультированию и психотерапии Ф.Е. Василюка.

Профессиональная деятельность

  • С 1989 по наст.вр.: ведущий отечественный специалист по реформаторской образовательной системе Марии Монтессори, её историк и теоретик; научный руководитель профильных социальных и образовательных проектов; организатор, разработчик, преподаватель программ дополнительного профессионального образования по Монтессори-педагогике на территории РФ
  • C 2019: участник команды «НЕФОРМАЛЬНО»
  • 2013-2017: научный руководитель и ведущий исследователь городской экспериментально-опытной площадки «Адаптация психолого-педагогических технологий Марии Монтессори к условиям работы с детьми с ОВЗ на базе сиротских учреждений».
  • 2009-2012: научный руководитель и ведущий исследователь Городской экспериментальной площадки по работе с молодыми семьями на базе ГБОУ «Молодежный центр «Марьино».
  • 2005-2008: руководитель и ведущий разработчик двух инновационных образовательных проектов федерального уровня ИОП МГППУ:
  • «Единая система сертификации качества подготовки специалистов в области психологического консультирования»
  • «Психологический театр как форма развития креативности и профессионального артистизма психолога-практика»
  • с 2000: разработчик программ дополнительного профессионального образования «Психотехника учителя», «Психотехника воспитателя», «Психотехника преподавателя творческих дисциплин»
  • с 1995: организатор учебного процесса на психологических факультетах МГПУ и МГППИ (заместитель декана по учебно-методической работе)
  • 1986-1989: учитель химии в средней школе
  • 1985-1989: активный участник Всесоюзного общественно-педагогического движения «Педагогика сотрудничества»

Учебные дисциплины

  • Педагогическая психотехника (бакалавриат, специалитет)
  • Психодиагностика (бакалавриат, специалитет)
  • Общепсихологический практикум (бакалавриат, специалитет)
  • Психология социальной работы (бакалавриат, специалитет)
  • Педагогика и методика преподавания психологии (бакалавриат, специалитет)
  • Педагогическая практика (бакалавриат)
  • Научно-методологический семинар «Исследование гендера» (факультатив, магистратура)
  • Преподавание психологии и психологическое просвещение (магистратура)
  • Преподавание психологии в системе высшего образования (магистратура)
  • Руководство курсовыми, выпускными бакалаврскими работами и магистерскими диссертациями
  • «Воспитание и обучение дошкольников по системе М. Монтессори; 1 и 2 ступени» (факультет повышения квалификации).

Программы дополнительного профессионального образования:

Научные интересы

  • Эмпирические исследования:
  • — внешняя и внутренняя академическая мотивация: феноменология и диагностика

  • — способность к самодетерминации: психологические механизмы, диагностика, тренинг

  • — психологические компоненты, характеристики и стили романтической привязанности;
  • — защитное/совладающее поведение и жизнестойкость личности, партнерских/супружеских пар и семей;
  • — гендерная идентичность и гендерные отношения;
  • — психологические особенности состояния семейных систем и сепарации от родителей;
  • — дифференциальная диагностика характера.
  • Психотехника профессионала: методология, методы, современные практики (диагностика, смыслотехника, асcессмент, тренинг, коучинг, HR-консалтинг)

  • Психология инновационного образования и социальной работы: мировые инновационные тренды и технологии в образовании и психологии социальной работы; реформаторские образовательные системы, педагогика Марии Монтессори; педагогика сотрудничества

  • Гуманитарное образовательное и социально-культурное проектирование

Награды

  • 2023: почетная грамота Министерства просвещения РФ за многолетний добросовестный труд и значительные заслуги в сфере образования
  • 2019: почетный знак ФГБОУ ВО МГППУ «Серебряная ПСИ» за заслуги в развитии университета
  • 2017почетный знак ФГБОУ ВО МГППУ «ПСИ»
  • 2017грамота Департамента образования города Москвы «За результативную плодотворную работу в системе столичного образования, значительный вклад в подготовку квалифицированных кадров для образовательных организаций города Москвы»
  • 2014медаль им. Г.И. Челпанова I степени «За вклад в развитие психологической науки»
  • 2011диплом лауреата конкурса «За лучшую научную книгу 2010 года» («Русская учительница. Семейные истории и метод научной педагогики Юлии Фаусек»)
  • 2010диплом V Международного конкурса «Университетская книга – 2010» в номинации «Лучшее учебное издание по психологическим наукам («Работа с научной информацией. Написание и защита квалификационных работ по психологии»)
  • 2005благодарственное письмо Департамента образования города Москвы «За активное участие в проведении фестиваля «Московский педагогический марафон учебных предметов»
  • 2004; 2002: дважды лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования в номинации «Профессор»

Доклады на научных конференциях в 2018-21 учебном году

  • 2021 (9-11 декабря, Москва, ПИ РАО): Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»: «Коммуникативно-антропологические формации и специфика общения в современном образовательном пространстве»

  • 2021 (7-9 декабря, Москва, РАНХиГС при Президенте РФ): Международная научно-практическая конференция «Интеграция науки и образования в условиях цифровой трансформации»: «Антропологический поворот» в осмыслении проблемы психологической безопасности личности в образовательных средах общества современности»

  • 2021 (25 ноября, Минск, Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка): Международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дошкольном образовании: союз теории и практики»: «Психотехнический подход к подготовке педагогов, переосмыслению и проектированию практик психолого-педагогического сопровождения развития детей»

  • 2021 (19-22 октября, Санкт-Петербург, СПбГУ): Международная научная конференция «Ананьевские чтения-2021. 55 лет факультету психологии в СПбГУ: эстафета поколений»: «Экспериментальная оценка эффективности тренинга смыслового выбора (на материале тем курсовых работ) для студентов, начавших обучение психологическому консультированию» (в соавт. с бакалавром психологии Л.Т. Перелыгиной)

  • 2021 (19-22 октября, Санкт-Петербург, СПбГУ): Международная научная конференция «Ананьевские чтения-2021. 55 лет факультету психологии в СПбГУ: эстафета поколений»: «Влияние внешней и внутренней академической мотивации на мотивационные смыслы базовых индивидуальных и метаценностей студентов, обучающихся консультативной психологии»

  • 2021 (7-8 октября, Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена): IV Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании», посвященная 30-летию подготовки практических психологов в РГПУ им. А.И. Герцена: «Психодидактические ресурсы для формирования психологических механизмов самодетерминации у будущих психологов-консультантов: академическая мотивация и тренинг смыслового выбора»

  • 2020 (10-12 декабря; Москва, МГИМО МИД России-АРКАДО-МПАДО при поддержке ЮНЕСКО): Х Международная конференция «Обучение и воспитание детей младшего возраста (ЕССЕ-2020)»: «Антропологический поворот» к человеку-в-целом и психотехническая подготовка участников образовательных отношений как потенциал развития дошкольного образования в эпоху антропологических угроз

  • 2020 (5-7 ноября; Москва, ПИ РАО-МГППУ): II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка «Консультативная психология: вызовы практики»:

  • — Современные трансформации смысловых оснований и антропологические риски в подготовке психологов-консультантов (в контексте научно-педагогического наследия Ф.Е. Василюка)

  • — Особенности привязанности, копинга и жизнестойкости матерей младших школьников с РАС: академический и психотехнический подходы к интерпретации и поддержке (в соавт. с И.С. Куликовой)

  • 2020 (17-18 сентября; Новосибирск, Новосибирский гос. университет): Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Новые вызовы неопределенности»:

  • — Особенности жизнестойкости матерей младших школьников с РАС: факторы защиты и риска (в соавт. с И.С. Куликовой)

  • — Привязанность и копинг матерей младших школьников с РАС: псевдобезопасность стратегий избегания VS «ресурсная поддержка» концепта М. Монтессори (в соавт. с И.С. Куликовой)

  • 2020 (22-25 апреля; Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена): Международная научно-практическая конференция «Семья и дети в современном мире»: Возможности и риски неклассической педагогики Монтессори в образовании и социализации детей с ОВЗ (из опыта работы): реабилитация и интеграция vs «подлинная инклюзия»

  • 2019 (12-13 декабря; Москва, МГППУ): VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды»: Диадический копинг женщин с «ненадежными» стилями романтической привязанности: интернет-исследование

  • 2019: I Всероссийская научно-практическая конференция «Психология и образование в малых городах и сёлах России» (г. Медынь Калужской обл., 17 июня 2019)«Психотехнический подход к проектированию психолого-педагогических практик и к подготовке участников образовательных отношений»

  • 2019: VIII Международная конференция ЕССЕ 2019 «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (Москва, 29 мая – 1 июня 2019): «Возможности педагогики Монтессори для детей младшего возраста с ограниченными возможностями здоровья: реабилитация, интеграция, инклюзия?»

  • 2019: Международная научно-практическая конференция «Семья и дети в современном мире» (Санкт-Петербург, 22-23 апреля 2019): «Влияние типа гендерной идентичности матерей младших школьников на особенности перфекционизма и копинг-стратегий»

  • 2018: VI Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития, посвященная 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой «Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы» (Москва, МГППУ, 13-14 декабря 2018): «Совокупное влияние факторов маскулинности и феминности на копинг-стратегии и перфекционизм женщин»

РИНЦ

  • SPIN-код (Персональный идентификационный код автора в SCIENCE INDEX): 7011-1238
  • AuthorID (Персональный код в SCOPUS): 441265

Публикации

Автор 50 публикаций – 17 учебно-методических и 33 научных работ (в т.ч. двух монографий ), среди которых статьи на английском, голландском, итальянском, немецком и финском языках.

  • Учебное пособие «Работа с научной информацией. Написание и защита квалификационных работ по психологии» на V Международном конкурсе «Университетская книга – 2010» признано лучшим учебным изданием по психологическим наукам, а монография «Русская учительница. Семейные истории и метод научной педагогики Юлии Фаусек» признана лучшей научной книгой года в конкурсе Фонда развития отечественного образования 2011 года.
  • Научный редактор перевода книги: Перри Ф. Байки на кушетке. Иллюстрированный рассказ о психотерапии. – М.: ООО «Квартет»; ПРОБЕЛ, 2014. – 160 с. 

Публикации в РИНЦ (с 2005 года)

  • Сороков Д.Г. Коммуникативно-антропологические формации и специфика общения в современном образовательном пространстве // Общение в эпоху конвергенции технологий. Сб. научных трудов / Отв. ред. Карпова Н.Л., Петрова Е.А., Зотова О.В.. М.: ПИ РАО, 2021.

  • Сороков Д.Г. Психодидактические ресурсы для формирования психологических механизмов самодетерминации у будущих психологов-консультантов: академическая мотивация и тренинг смыслового выбора // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. СПб., 2021. № 4. С. 599-605. DOI 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-76. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47497476_98560464.pdf

  • Сороков Д.Г., Перелыгина Л.Т. Экспериментальная оценка эффективности тренинга смыслового выбора (на материале тем курсовых работ) для студентов, начавших обучение психологическому консультированию // Ананьевские чтения — 2021. Материалы международной научной конференции. Под общ. ред. А.В. Шаболтас. СПб., 2021. С. 715-716.

  • Сороков Д.Г. Влияние внешней и внутренней академической мотивации на мотивационные смыслы базовых индивидуальных и метаценностей студентов, обучающихся консультативной психологии // Ананьевские чтения — 2021. Материалы международной научной конференции. / Под общ. ред. А.В. Шаболтас. СПб., 2021. С. 613-614

  • Сороков Д.Г. «Антропологический поворот» к человеку-в-целом и психотехническая подготовка участников образовательных отношений как потенциал развития дошкольного образования в эпоху антропологических угроз // Воспитание и обучение детей младшего возраста. М., 2020. № 8. С. 475-476

  • Сороков Д.Г. «Концепция развития факультета психологического консультирования» Ф.Е. Василюка в контексте типологии педагогических систем и мировых образовательных трендов // II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка: сборник материалов [электронное издание] / под ред. Е.В. Букшиной, В.А. Земцовой. – М.: ФБГНУ «Психологический институт РАО», 2020. – С. 225-229.

  • Сороков Д.Г. Современные трансформации смысловых оснований и антропологические риски в подготовке психологов-консультантов (в контексте научно-педагогического наследия Ф.Е. Василюка) // II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка: сборник материалов [электронное издание] / под ред. Е.В. Букшиной, В.А. Земцовой. – М.: ФБГНУ «Психологический институт РАО», 2020. – С. 230-233.

  • Сороков Д.Г., Куликова И.С. Особенности привязанности, копинга и жизнестойкости матерей младших школьников с РАС: академический и психотехнический подходы к интерпретации и поддержке // II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка: сборник материалов [электронное издание] / под ред. Е.В. Букшиной, В.А. Земцовой. – М.: ФБГНУ «Психологический институт РАО», 2020. – С. 234-237.

  • Сороков Д.Г., Куликова И.С. Привязанность и копинг матерей младших школьников с РАС: псевдобезопасность стратегий избегания VS «ресурсная поддержка» концепта М. Монтессори // Новые вызовы неопределенности: Материалы всероссийской научно-практической конференции / Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2020. – С. 112-114. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44181675_67778146.pdf

  • Сороков Д.Г., Куликова И.С. Особенности жизнестойкости матерей младших школьников с РАС: факторы защиты и риска // Новые вызовы неопределенности: Материалы всероссийской научно-практической конференции / Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2020. – С. 115-117. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44181674_58272225.pdf

  • Сороков Д.Г. Возможности и риски неклассической педагогики Монтессори в образовании и социализации детей с ОВЗ (из опыта работы): реабилитация и интеграция vs «подлинная инклюзия» // Семья и дети в современном мире. Сборник материалов конференции «Семья и дети в современном мире». Том VI / под общей и научной редакцией В. Л. Ситникова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. – С. 1322-1332.

  • Сороков Д.Г. Возможности педагогики Монтессори для детей младшего возраста с ограниченными возможностями здоровья: реабилитация, интеграция, инклюзия? // Воспитание и обучение детей младшего возраста. VIII Международная конференция (ЕССЕ-2019) : Научное издание. – М., 2019. – С. 49-50. – URL: https://ecceconference.com/upload/pdf/abstract_book_2019.pdf
  • Сороков Д.Г. Совокупное влияние факторов маскулинности и феминности на копинг-стратегии и перфекционизм женщин // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы. Сборник тезисов участников шестой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой. / ред. И.В. Шаповаленко, Л.И. Эльконинова, Ю.А. Кочетова. – М. : Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. – С. 591-597. – URL: http://psyjournals.ru/files/107676/Obukhova.pdf
  • Сороков Д.Г. Влияние гендерного типа женщин на особенности их совладающего поведения и перфекционизма // Психология и психотерапия: методология, исследования, практика : Сб. статей. М. : Неолит, 2018. С. 81–111.
  • Сороков Д.Г. Связь гендерных характеристик с механизмами совладания у женщин с разным типом гендерной идентичности // Психология и психотерапия: методология, исследования, практика : Сб. статей. М. : Неолит, 2018. С. 112–143.
  • Сороков Д.Г. Влияние психолого-социальной поддержки молодой семьи на характеристики семейной системы // Семья и современный социум, серия: семья и дети в современном мире : коллективная монография. СПб.: «Социально-гуманитарное знание», 2017. С. 453–459.
  • Сороков Д.Г., Сорокова М.Г. «Пятиминутка композиторов»: методика оценки продуктивности вербальной памяти для системы начального музыкального образования // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 5. С. 57–64.
  • Сорокова М.Г., Сороков Д.Г. Математика по методу Монтессори для дошкольников и школьников : учеб. пособие. М. : Форум, 2015. 400 с.
  • Сорин А.В., Сороков Д.Г. Особенности стилей семейного воспитания и семейных мифов матерей девиантных девушек-подростков // Образование личности. 2015. № 4. С. 69–77.
  • Сороков Д.Г. Современная московская молодая семья (по результатам апробации системы социо-психологического мониторинга) : научное издание. М.: ГБУ МЦ «Марьино», 2012. 202 с.
  • Сороков Д.Г. Русская учительница. Семейные истории и метод научной педагогики Юлии Фаусек : Монография. М.: Форум, 2010. 384 с.
  • Сороков Д.Г. Работа с научной информацией. Написание и защита квалификационных работ по психологии : учеб. пособие. М.: Форум, 2010. 544 с.
  • Сороков Д.Г. Юлия Ивановна Фаусек и детская площадка по методу Монтессори при Женском педагогическом институте // Вестник Герценовского университета. 2009. № 6. С. 56–63.
  • Сороков Д.Г. Что такое сензитивные периоды в развитии детей // Помогите мне сделать это самому. М.: Изд-во «Карапуз», 2005. С. 203–227.

Другие публикации 2010-х годов:

  • Сороков Д.Г. Мелани, Мария и Юлия: зияющие пустоты от потерь versus секретов детства // Хиншельвуд Р. Жизнь и идеи Мелани Кляйн : Иллюстрированный гид / Роберт Хиншельвуд, Сьюзан Робинсон; худ. Оскар Зарэт; перев. с англ. Е. Д. Сороковой; ред. перев. и послесл. Д.Г. Сорокова; послесл. А. В. Сорина. М.: ООО Психологический центр «Квартет»; ПРОБЕЛ-2000, 2015. С. 170-176.
  • Сороков Д.Г. Послесловие редактора русского перевода // Перри Ф. Байки на кушетке. Иллюстрированный рассказ о психотерапии. М.: ООО «Квартет»; ПРОБЕЛ-2000, 2014. С. 155-156.
  • Sorokov D.G., Sorokova M.G. Features of perception of the family systems state by married couples from clubs of the young families // International Journal of Developmental and Educational Psychology. INFAD: Revista de Psicologia. Año: XXV, № 1-Vol. 1. Badajoz, España, 2013. – P. 31–46.
  • Sorokov D., Honegger-Fresco G. Julia Ivanovna Andrusova-Fausek // Il Quaderno Montessori. — Anno XXVIII. — # 112. — Castellanza, 2012. – P. 53 – 64.
  • Психолого-педагогическая работа с молодыми семьями : сб. материалов / П.Ю. Зорин, Т.В. Кульгавая, Д.Г. Сороков, Е.С. Мазаева, А.В. Сорин и др. М.: ГУ МЦ Марьино, 2011. 200 с.
  • Нормативно-правовое обеспечение социальной и психолого-педагогической работы с молодыми семьями : учеб. пособие, хрестоматия / авт. и сост. П.Ю. Зорин, Т.В. Кульгавая, Л.Н. Лизункова, А.С. Сорин, Д.Г. Сороков; под ред. Д.Г. Сорокова. М.: ПРОБЕЛ-200, 2010. 164 с.

Достижения учащихся под научным руководством Д.Г. Сорокова в 2020/2021 гг.

1) Куликова Ирина Сергеевна, выпускница магистерской программы «Консультативная психология» 2020 года:

  • 2021: Диплом победителя (3 место) в Международной научной олимпиаде по психологии и педагогике (Казань, 20-25 февраля 2021 г.);
  • 2020: 3 публикации (РИНЦ) в соавторстве с научным руководителем (см. выше);
  • 2020: 2 доклада на Всероссийской (с международным участием) и 1 доклад на Международной научно-практической конференции (в соавторстве с научным руководителем; см. выше).

2) Перелыгина Любовь Тимуровна, выпускница бакалавриата 2021 года:

  • 2021: Диплом победителя (2 место) III Международного студенческого конкурса на лучший научный доклад в рамках III Международной научно-практической конференции «Векторы психологии» (Гомель, 1 июля 2021 г.);
  • 2021: 1 доклад (в соавторстве с научным руководителем) на Международной научной конференции «Ананьевские чтения-2021» (см. выше);
  • 2021: 1 самостоятельный доклад на III Международном студенческом конкурсе на лучший научный доклад в рамках III Международной научно-практической конференции «Векторы психологии» (Гомель, 1 июля 2021 г.);
  • 2021: 1 публикация (РИНЦ) в соавторстве с научным руководителем (см. выше);
  • 2021: 1 самостоятельная публикация (РИНЦ).