г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

Дневник ЗПШ 2013

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

4 — 8 февраля 2013г. состоялась III Зимняя Психологическая Школа факультета ПК

«Теория и практика консультативной психологии в образовании, медицине и других сферах социальной работы»

«Ничему нельзя научить,

но всему можно научиться»

(народная мудрость)

День 1.

Метель, сказочный, словно заколдованный лес, покрытый белоснежными шапками и тишина. Хочется сесть с чашкой горячего чая у окна и наслаждаться этими минутами гармонии и красоты. Однако у нас есть дела поважнее: сегодня открылась 3-я Зимняя Психологическая Школа факультета ПК 2013 г. Впереди 5 дней дискуссий, круглых столов, мастер-классов, семинаров. Впереди новые знакомства, профессиональное и личностное общение и просто приятное и интересное времяпрепровождение.

Приехали, заселились, осмотрелись, покушали и отправились на знакомство. По всему залу звучали радостные приветствия, имена, даты дней рождения, этаж проживания, участники показывали сценки о целях приезда в ЗПШ и ожиданиях от школы.

Тема нынешней ЗПШ — «Теория и практика консультативной психологии в образовании, медицине и других сферах социальной работы» — была озвучена и проблематизирована в рамках круглого стола, который проводили руководитель школы Мазаева Е.С. и доцент кафедры ИГП Чумакова М.А. Что делать выпускнику психологического факультета? Куда пойти работать? Что делать, если есть неуверенность в собственных силах, навыках, знаниях? Эти важные вопросы тревожат не одно поколение студентов и выпускников. Можно ли построить обучение в университете так, чтобы по его окончании выпускник смог быть эффективным на желаемом месте работы? – вопрос дискуссионный, но участники сошлись в одном: студент не просто пассивно воспринимает информацию от преподавателей, но является субъектом образовательной деятельности, а соответственно его знания, умения, навыки зависят в первую очередь от его желания и стремления их получить.

У участников круглого стола была возможность задуматься на тему того, куда они хотели бы пойти работать, чем конкретно им хотелось бы заниматься. Завязалась дискуссия с обсуждением плюсов и минусов различных вариантов работы психолога (индивидуальная консультативная практика, консультативная практика в психологическом центре, работа в образовательных учреждениях, в сфере бизнеса, в медицинском учреждении). Для участников была озвучена задача: удерживать в фокусе своего внимания размышления о своем пути в профессии в течение всех 5 дней школы, стараться отмечать те изменения, которые с ними происходят.

Завершился вечер просмотром фильма «Учитель на замену» в рамках проекта КиноКлуб ПК. И хоть фильм не подбирался специально по теме 1-го дня, он логично встроился в канву обсуждения проблем в сфере образования и воспитания детей.

А завтра начнется насыщенная программа. Когда смотришь расписание, прямо глаза разбегаются. Но все подробности завтра!

День 2.

Ну вот и пролетел 2-й день Школы. За окном зимняя сказка, выглянуло солнышко, а в корпусах «Поведников» закипела научно-практическая жизнь.

День начался с «Бодрого утра!» — зарядки, проведенной выпускницей факультета ПК Анной Дмитриевой. Взбодрились, позавтракали и отправились на первые мастер-классы. Одна группа участников училась понимать, выражать эмоции и отвечать на них в рамках мастер-класса выпускника магистратуры Алексея Забелина. Другая группа отправилась к Колпачникову Вениамину Валентиновичу на знакомство с человекоцентрированным подходом как психотехнической системой.

После обеда участники имели возможность поразмышлять о принимаемых ими решениях (доклад Чупахина А.В.), о возможностях применения нарративной практики в организационной психологии (доклад Васильевой Е.И.), познакомиться с плей-бэк театром и его возможностями как помогающего метода (доклад Крючкова К.С.).

Сегодня продолжились заезды участников, нас стало больше! Среди присоединившихся к нам – доцент кафедры ИГП Александр Иосифович Сосланд, который сразу стал специальным гостем на дискуссии «Психотерапия: обратная сторона добра (блага)». И пока одна группа рассуждала о роли психотерапии в современном мире, другие участники имели возможность попрактиковаться в самопрезентации и публичных выступлениях (мастер-класс Егоровой А.И.) или обсудить возможности и методы работы с анорексией и со школьными травмами (круглый стол с участием Сисневой М.Е. и Шимилис А.В.).

Завершался день насыщенной досуговой программой. Кто-то участвовал в настоящем плей-бэк театре, кто-то отправился размять мышцы и суставы на растяжку, а кто-то отправился петь под гитару и играть в настольные игры.

День 3.

Экватор. Начали с «Бодрого утра!» с Анной Дмитриевой, позавтракали и как обычно отправились на планерку: ознакомились с расписанием, выбрали наиболее интересные для себя мероприятия, и понеслось!

Сегодня продолжились рассуждения о психотерапии, ее проблемах, психотерапевтическом потенциале различных методов. Доцент кафедры ИГП Сосланд А.И. прочитал лекцию о конкуренции психотерапии и шарлатанства (оккультных методов, экстрасенсов и т.п.), о феномене чуда и его связи с шарлатанством, о шарлатанстве в психотерапевтических кругах, социальных установках в отношении психотерапии. Доцент кафедры ИГП Молостова А.Н. провела мастер-класс, в рамках которого у участников была возможность глубже ознакомиться с методом групповой психотерапии, с возможностями групповой психотерапии для решения проблем межличностных отношений клиентов и преимуществах групповой терапии перед индивидуальным консультированием. Выпускник магистратуры Забелин А.В. рассказал о классическом гипнозе, его недобросовестном использовании в политике, рекламе, тоталитарных сектах, сходствах и различиях гипноза и психотерапии. Преподаватель МГУ Загряжская Е.А. рассказала о психотерапевтическом потенциале и сферах применения плейбэк театра. Как всегда одной из изюминок дня стала балинтовская группа, которую проводили доценты кафедры ИГП Щукина Ю.В. и Шерягина Е.В.

Помимо размышлений о психотерапии участники могли ознакомиться с проблемами и методами работы в образовательных учреждений. Выпускница кафедры ИГП Карамян К.Р. и выпускница факультета семейной системной психотерапии ИППиП Рыцарева Т.В. познакомили участников с разработанной ими программой тренинга для детей и их родителей, направленного на адаптацию ребенка к дошкольному образовательному учреждению. Выпускники факультета ПК Антонова А.В. и Васильчук О.Н. продолжили уже ставшую традицией Школы дискуссию «Как выжить в школе?», продолжили обсуждать проблемы среднего образования, возможности и проблемы, возникающие в работе психолога в школе.

Из программы дня тематически выделялся мастер-класс заслуженной артистки России Татьяны Куинджи «Голосовая позиция – знакомство с понятием на примерах записей, анализ, способы работы со своим вокальным аппаратом». Участники мастер-класса имели возможность сравнить исполнения оперной арии разными исполнителями, сравнить исполнения текстовых отрывков актерами из разных времен, а также познакомились со строением голосового аппарата и поучаствовали в групповом распеве.

А вечером «школьники» собрались на гитарные посиделки, посвященные экватору. Студенты разных курсов, разных программ, преподаватели, гости собрались в аудитории им.Роджерса, чтобы вместе провести вечер, отпраздновать середину Школы. В какие-то моменты к гитарам подключались синтезатор, губная гармошка, маракасы. Голоса, улыбки, песни, от которых на душе становится тепло и легко. Спасибо всем за этот вечер!

Вечер плавно перетек в ночь, а у отчаянных игроков в Мафию еще и в утро! А впереди новый день и новые дискуссии, мастер-классы, общение! До завтра!

День 4.

Позади экватор, скоро окончание Школы.. Но не будем о грустном. Итак, 4-й день ЗПШ.

Утро как обычно началось с зарядки, завтрака и планерки, после чего участники отправились в очередные «школьные» путешествия.

Сегодняшний день был разнообразным на тематику, но наиболее насыщенным из всех дней Школы: каждый участник имел возможность посетить по 4 мероприятия основной программы (не говоря уже о досуговых мероприятиях).

Большой интерес вызвала дискуссия о связи и взаимовлиянии искусства и болезни, проведенная доцентом кафедры ИГП Чумаковой М.А. и доцентом кафедры КПП Пуговкиной О.Д. Участники мастер-класса познакомились с историей жизни и болезни австралийского музыканта Дэвида Хэлфгота, о котором снят известный фильм «Блеск». Студенты, магистранты, преподаватели поучаствовали в исследовании восприятия одного и того же музыкального произведения в исполнении 2-х музыкантов (Д.Хэлфгота и В.Горовица), поразмышляли на тему того, вопреки или благодаря болезни Д.Хэлфгот стал известным на весь мир музыкантом.

Выпускница кафедры ИГП Мария Васильчук заявила, что «Мечты сбываются!» и поделилась с участниками своего мастер-класса техникой реализации мечты.

Выпускница кафедры ДСП Мария Чепилко погрузила участников своего мастер-класса в мир HR, поделилась своим опытом работы в данном направлении, дала возможность участникам попробовать себя в «непсихологическом» интервью.

По сравнению с другими днями сегодня почти не было проектов, посвященных работе с детьми, а почти все проекты были посвящены психологическому консультированию и психотерапии.

Выпускница кафедры ИГП Анна Дмитриева провела мастер-класс по работе с психологическими границами в телесно-ориентированной психотерапии. Студентка 6 курса второго высшего образования Евгения Пак поделилась своими размышлениями на тему сочетания личного и профессионального в жизни и работе психолога. Старший преподаватель кафедры ИГП Ассман Е.В. и доцент кафедры ИГП Молостова А.Н. предложили участникам своего мастер-класса задуматься о формировании позиции консультанта, побывать в роли клиента и консультанта, сопоставить ожидания в каждой из них. Магистрантка Екатерина Ахошина рассказала участникам об интегративном подходе к исследованию и интерпретации сновидений.

Наиболее ожидаемым событием дня стала встреча с заведующим кафедрой ИГП, основателем факультета ПК, профессором Василюком Ф.Е. Жанр встречи трудно обозначить в традиционных понятиях лекции, доклада, дискуссии, мастер-класса. Это была именно встреча: участники могли задать Федору Ефимовичу любые интересующие их вопросы. Активными участниками встречи были не только студенты старших курсов и магистранты, но и студенты 1 курса, которые интересовались методом понимающей психотерапии. Федор Ефимович установил своеобразный рекорд при ответе на вопрос первокурсника, рассказав о сути и основных понятиях понимающей психотерапии ровно за 3 минуты.

Понимающая психотерапия была представлена не только в этой встрече, но и еще в 2-х мастер-классах. Выпускник кафедры ИГП Олег Васильчук поделился своими идеями и наблюдениями применения метода понимающей психотерапии в бизнес-консультировании. Старший преподаватель кафедры ИГП Карягина Т.Д. рассказала об истории понятия «эмпатия» и предложила участникам мастер-класса поисследовать свои стратегии эмпатии.

Последний «школьный» вечер тоже оказался очень насыщенным. Преподаватели кафедры ИГП Шерягина Е.В., Шермазанян Л.Г., Карягина Т.Д. показали теневой спектакль «Про V», после которого предложили желающим остаться на мастер-класс по теневому театру, где участники имели возможность создать свои небольшие теневые спектакли. Кто-то из участников отправился танцевать в стиле «рокабилли джайв», а кто-то решил опробовать свои силы на турнире по настольному теннису, организованном Василюком Ф.Е.  Ночью студенты и магистранты развели небольшой костер, возле которого до 6 утра пели песни под гитару, общались и делились своими впечатлениями ото дня и школы в целом. Вот таким выдался последний вечер этой Школы. Грустно, что все подходит к концу…

День 5.

Последнее «Бодрое утро» с Анной Дмитриевой, последний завтрак, последняя утренняя планерка.

В утреннем расписании последние 3 мероприятия. Сегодня здесь в «Поведниках» открылась зимняя школа по понимающей психотерапии, поэтому у участников ЗПШ была возможность принять участие в круглом столе «Проблемы и перспективы понимающей психотерапии». Пока в одной аудитории размышляли об актуальном положении понимающей психотерапии, вызовах времени, программах сертификации по понимающей психотерапии и человекоцентрированному подходу, в другой в рамках дискуссии, организованной заведующей лабораторией основ психологического консультирования и психотерапии ФГНУ ПИ РАО Кисельниковой Н.В., полным ходом шли обсуждения проблемы обучения психотерапии. У участников этой дискуссии была уникальная возможность познакомиться с эффективными подходами к психотерапевтическому обучению, разрабатываемыми в Психологическом Институте РАО. А те, кому с утра не хотелось размышлять о проблемах психотерапии, могли отправить на интерактивную лекцию выпускницы второго высшего образования Марии Гейнрихс «Возможности психолога в бизнесе. Кем быть?».

На этом основная программа ЗПШ закончилась, и после обеда мы отправились на церемонию закрытия Школы. Процедура закрытия действительно напоминала церемонию. В центре круга разместили ковер, на который участники могли положить какую-то вещь, которой им хотелось бы поделиться. Каждый «школьник» имел возможность рассказать о своих впечатлениях, мыслях, подвести своеобразный итог Школы для себя и взять любую вещь из лежащих на коврике. Периодически в данной процедуре делались перерывы, во время которых руководитель Школы Мазаева Е.С. раздавала сертификаты участников. Вся процессия заняла 2 часа — 2 часа эмоций, планов, идей, пожеланий. Завершилась процедура совместной фотографией. А напоследок в лучших традициях зимних школ участники могли оставить свой «след» на флаге ЗПШ. Каждый год белое полотно заполняется новыми цветами, рисунками, словами, подписями. Вот такая складывается красочная история ЗПШ!

Спасибо всем, кто приехал на ЗПШ! Спасибо всем, кто приобщился к нам, читая этот дневник!

Приезжайте на ЗПШ! Делитесь своими знаниями, опытом, знакомьтесь с интересными людьми, развивайтесь, общайтесь! До новых встреч!!