г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

Кафедра клинической психологии и психотерапии: общая характеристика

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

Кафедра является одной из выпускающих и полностью поддерживает и реализует важнейший принцип образования на факультете – ориентация на развитие практических знаний и навыков при сохранении высоких требований к теоретической и методологической подготовке специалистов.

Образовательная программа и отдельные дисциплины ориентированы на соединение лучших достижений отечественной и зарубежной научной клинической психологии, на учет  наиболее значимых современных тенденций и результатов доказательных, надежных исследований.

Кафедра клинической психологии и психотерапии проводит подготовку студентов по образовательной программе:

  • специальность «Клиническая психология» (37.05.01), специализация «Патопсихологическая диагностика и психотерапия (в клинической и психолого-педагогической практике)» (5 лет 6 месяцев).

В образовательном стандарте указывается, что клиническая психология является «психологической специальностью широкого профиля и участвует в решении комплексных задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Объектом научно-практической деятельности клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием».

Таким образом, клинический психолог занимается не только проблемами психической патологии. Клинический психолог – это специалист, имеющий углубленную подготовку в области проблем душевного здоровья и отклонений от него. Эта подготовка важна в самых разных областях психологического консультирования (в образовании, организационном консультировании, бизнес консультировании и др.). Кафедра обеспечивает базовую клиническую подготовку и студентов – бакалавров. Это курсы по нейро- и патопсихологии, клинической психологии, ведь специализация «психолог-консультант» также требует знаний психической патологии, умения квалифицированно выявлять ее и направлять нуждающихся за помощью к соответствующим специалистам, а также овладение базовыми навыками работы с состояниями психической дезадаптации.

Общую ориентацию работы кафедры можно охарактеризовать как научно-практический подход, который предполагает хорошее знание феноменологии, эмпирических исследований, опыт практической и научной работы.  Принципы работы кафедры:

  • Особое значение базовой подготовки в области теории и истории психологии, в области психодиагностики, возрастной, социальной, педагогической и общей психологии, а также общего когнитивного, культурного и художественного развития личности будущих клинических психологов.
  • Соединение лучших достижений отечественной и зарубежной научной клинической психологии. Многие сотрудники кафедры – бывшие выпускники кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ, имеющие длительный опыт работ в старейших московских научных лабораториях клинической психологии, связанных с именами Б.В.Зейгарник, С.Я.Рубинштейн, Ю.Ф.Полякова и других. Ведущие сотрудники кафедры имеют также опыт зарубежных стажировок в известных западных клиниках и центрах психического здоровья.
  • Акцент на знаниях и навыках работы с наиболее распространенными расстройствами — депрессии, тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения, посттравматическое стрессовое расстройство, алкоголизм, наркомании, суицидальное поведение. Их катастрофический рост в современном обществе требует профилактики, изучения и своевременного выявления факторов и групп риска.
  • Внимание к популяционным исследованиям в сфере образования, направленным на  выявление факторов психологической дезадаптации школьников и студентов и разработку профилактических программ.
  • Внимание к методологической и теоретической подготовке студентов – владению концепциями нормы и патологии в основных психологических школах, основами системного подхода и комплексными моделями основных психических расстройств и форм дезадаптации.
  • Особое внимание уделяется также знанию феноменологии душевной жизни человека, искусству беседы и психодиагностического интервью, искусству самонаблюдения, умению наметить основные задачи психологической помощи. Предусмотрена многоэтапная программа отработки практических навыков психодиагностики и психологической помощи на целом ряде практикумов в течение всего обучения – от общепсихологического практикума до практикумов по психодиагностике и интервьюированию пациентов поликлиники и стационара.
  • Подготовка в области базовых навыков оказания психологической помощи. Образовательная программа включает курсы и мастерские по разным направлениям современной психотерапии: психодинамической, когнитивно-бихевиоральной. экзистенциально-гуманистической, системной семейной. Особое внимание уделяется когнитивно-бихевиоральному направлению, как доказавшему свою высокую эффективность в лечении эмоциональных расстройств и коррекции эмоциональных нарушений.
  • Знание современных эмпирических исследований и хорошая ориентировка в смежных областях знания (психиатрия, психофармакология, психосоматическая медицина), умение взаимодействовать с другими специалистами.