К важным достижениям факультета относится разработка оригинальных научных направлений в области психологической помощи:
- Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра (руководитель направления – А.Б.Холмогорова)
- Понимающая психотерапия (основатель направления – Ф.Е.Василюк)
- Рефлексивно-деятельностный подход (руководитель направления – В.К.Зарецкий – ученик П.Я.Гальперина, выдающегося соратника Л.С.Выготского по Харьковской школе, создателя теории поэтапного формирования умственных действий).
В сфере научных интересов кафедры индивидуальной и групповой психотерапии находится:
- развитие теории и техники консультативной психологии,
- развитие самобытных подходов в психотерапии, основанных на базе культурно-деятельностной традиции (реализуемой в понимающей психотерапии) и философии диалога М.М.Бахтина (реализуемой в диалогическом подходе в консультировании),
- развитие рефлексивно-деятельностного подхода в психологическом консультировании по преодолению учебных трудностей субъектов образовательного процесса.
На кафедре клинической психологии и психотерапии ведутся исследования психологических факторов в клинических группах пациентов с расстройствами аффективного и шизофренического спектров, с личностными расстройствами и проблемами зависимости. На базе НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского ведется изучение психологических факторов, связанных с течением и лечением соматических расстройств (кардиологического, гинекологического профиля, пациенты с разными формами суицидального поведения). Большое внимание уделяется изучению эмоциональной дезадаптации факторов риска в разных популяционных группах (преимущественно подростки, студенты, молодежь). Направления исследований включают перфекционизм и стандарты физической привлекательности, социальную тревожность и проблемы одиночества, факторы самоповреждающего поведения, пищевых расстройств, проблемного использования интернета и другие. Изучаются проблемы школьного обучения: роль мотивации и субъектной позиции, психологических факторов насилия и булинга в образовательной среде. Большое внимание уделяется разработке оригинальных и валидизации имеющихся инструментов диагностики психологических факторов дезадаптации.
Научная работа на кафедре детской и семейной психотерапии посвящена изучению семьи как основы психологической безопасности детей, влиянию семейных и детско-родительских отношений на их психическое развитие, исследованию теоретических оснований интегративной психотерапии с детьми и подростками.