В работе проведено эмпирическое исследование психологических особенностей детей-сирот без опыта жизни в семье (воспитывающиеся в доме ребенка от рождения), как особой группы среди детей-сирот, лишенных возможности формирования привязанности к матери.
Выявлены и описаны негативные особенности интерперсональных отношений и эмоционального развития, отличающие детей-сирот без опыта жизни в семье от детей семейных и детей-сирот, имеющих опыт жизни в семье. Установлены нарушения интерперсональных отношений и эмоциональной сферы, характерные для разных вариантов развития детей без опыта жизни в семье.
Обоснован тезис о преимуществе семейного жизнеустройства ребенка-сироты в младенческом возрасте, что может позволить избежать долговременных негативных последствий фактора материнской депривации для дальнейшего развития ребенка. Понимание специфики нарушений развития детей без опыта жизни в семье необходимо для учета этих факторов при подготовке и консультативном сопровождении семьи, принимающей ребенка-сироту старше 18 месяцев.