г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

Зарецкий Виктор Кириллович: «Время читать!»

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

Виктор Кириллович Зарецкий,
кандидат психологических наук,
профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии

рекомендует

«Сода-солнце» Михаила Анчарова,
«Уровень шума» Рэймонда Ф. Джоунса,
«Немного смазки» Эрика Ф. Рассела,
«Цветы для Элджернона» Дэниела Киза,
«Теория обучения» Джеймса Макконнела,
«Механотерапия» Роберта Шекли

Лет 10 назад мы с Игорем Борисовичем Гриншпуном задумали проект «Фантастика для психологов». Дело в том, что в научно-фантастических произведениях часто поднимаются проблемы, до которых наука еще не дошла, практика тем более. Эти произведения раздвигают горизонты мышления психолога, вдохновляют на, казалось бы, невозможное (М. Анчаров, Д. Киз, Г. Катнер), или, наоборот, отрезвляют, пробуждают критичность, предлагают задаться вопросом «не случилось ли часом головокружение от успехов» (Р.Шекли, Дж. Мак-Коннел). В нашей подборке около 50 произведений. Знакомство с ней предлагаю начать с некоторых из них, может быть, отзывающихся особым образом, т.к. затрагивают какие-то важные проблемы, к которым в разные периоды жизни было приковано мое внимание.

Из проекта «Фантастика для психологов» (И. Гриншпун, В. Зарецкий)

 

СОДА-СОЛНЦЕ

Михаил Анчаров

Повесть «Сода-солнце» с интересом прочитают те, кого интересует проблема творчества. Главный герой повести, которого зовут Сода-солнце, пытается раскрыть тайны рождения творческой мысли, уверен, что каждый человек способен к творчеству и что творческому процессу можно содействовать. Сейчас бы мы сказали, оказывать консультативную помощь по процессу решения проблем. Знакомство с этой повестью в 1968 году и интерес, который своими идеями Михаил Анчаров пробудил к проблеме таланта, способностей, творчества, стало событием, которое привело меня в 1970 году на факультет психологии МГУ.

 

УРОВЕНЬ ШУМА

Рэймонд Ф. Джоунз

Рассказ Р.Ф. Джоунса является хорошей иллюстрацией тому, как психолог может инициировать и поддержать творческий процесс. Он показывает, какую роль в решении сложнейшей проблемы может играть вера в возможность решения. Герою рассказа – физику – вместе с группой ведущих ученых США в солидном ведомстве демонстрируют фильм об испытании антигравитационной машины, создание которой по современным научным представлениям считалось невозможным. Увы… Изобретатель при испытаниях погибает, скудные сведения и документы, оставшиеся после его смерти, не содержат в себе никаких указаний и даже намеков на принцип работы машины. Однако часть ученых, в том числе и главный герой, убежденные, что казавшаяся им неразрешимой задача кем-то уже была решена, энергично берутся за дело и в течение нескольких недель не только раскрывают секреты антигравитации, но и создают саму машину. После испытаний машины оказывается…

 

НЕМНОГО СМАЗКИ

Эрик Ф. Рассел

Этот рассказ может быть интересен для психологов, которые интересуются коллективной творческой деятельностью, условиями успешного взаимодействия членов команды, ролевой и функциональной структурой творческой группы. «Смазка» – важнейшее условие работы такого механизма, как творческая группа… Среди группы ученых, подобранных психологом для длительного межпланетного полета, оказывается человек, представленный группе как психолог, который не обладает специальными знаниями ни в одной из областей науки. Экипаж благополучно справляется с опасными психологическими перегрузками, приведшими к гибели другие экспедиции, и возвращается на Землю, где разрешается загадка таинственного человека. Он оказывается знаменитым клоуном, который, по словам психолога, сыграл роль «смазки» в коллективе ученых.

 

ЦВЕТА ДЛЯ ЭЛДЖЕРНОНА

Дэниэл Киз

Рассказ о человеке с умственной отсталостью, который соревнуется в тестах на прохождение лабиринта с мышью по имени Элджернон. Чудодейственное средство на короткое время вызывает стремительный рост интеллекта, превращает его в гения, который делает неутешительное открытие: действие уникального средства временно и в скором времени неизбежен возврат героя в прежнее интеллектуальное состояние. Рассказ написан в виде дневника, который ведет главный герой. По дневнику можно вжиться в психологию героя, почувствовать и увидеть мир, в котором он живет, его глазами. Рассказ настолько трогательный, что по просьбе читателей Дэниел Киз превратил его в повесть, чтобы можно было дольше наслаждаться его чтением. Д. Киз также автор известных произведений о множественной личности «Множественные умы Билли Миллигана» и «Пятая Салли»

 

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Джеймс Макконел

Писатели-фантасты не только пропагандирует безграничные возможности психологии как науки и практики, но не упускают случая и поиронизировать над ортодоксальными учеными. В рассказе Джеймса Макконнела «Теория обучения» психолог-бихевиорист попадает в качестве испытуемого к инопланетянину, который является психологом-бихевиористом. Инопланетянин проводит обычные эксперименты и тесты, которые проводили психологи-бихевиористы на Земле на крысах и студентах. Из позиции испытуемого психолог-змелянин понимает, что подобные эксперименты никогда не позволят инопланетянину признать в нем разумное существо. С тревогой ждет он окончания исследования, вспоминая, что в конце научного отчета он обычно писал, что делалось с животными по завершении экспериментов: были они забиты или возвращены в исходную колонию…

 

МЕХАНОТЕРАПИЯ

Роберт Шекли

Во многих своих произведениях Р. Шекли шутит по поводу того, как психология пытается внедряться в обыденную жизнь, и особенно не упускает случая пошутить по поводу распространенного в США психоанализа. Небольшой рассказ «Механотерапия» повествует о том, как марсианская психотерапевтическая машина (да-да в будущем, как его представляет Шекли, психотерапевтами могут стать машины) «лечит» землянина от болезни, которой на Марсе нет. Благодаря «методологической мощи» марсианской терапии