Практика в магистратуре подразделяется на 2 вида:
- Производственная практика
- Научно-исследовательская работа
Производственная практика.
Производственная практика является важнейшей составляющей обучения магистрантов программы «Детская и семейная психотерапия», и непосредственно ориентирована на их профессионально-практическую подготовку. Целью практики является подготовка компетентного профессионала, способного работать в различных сферах и отраслях прикладной психологии.
Производственная практика определяется следующими принципами:
Принцип связи теории и практики. Магистрант должен овладеть необходимыми профессиональными и социально-личностными компетенциями для решения разнообразных практических задач, которые ему придется решать на рабочем месте. Формирование этих компетенций происходит на основе полученных теоретических знаний в ходе решения практических, в том числе, педагогических, организационных задач в ходе практики, в ситуациях, требующих умений налаживать контакт с коллегами и специалистами смежных специальностей, навыков командной работы, научной организации труда. Связь между теоретическими курсами и практикой осуществляется через промежуточные формы – практикумы и мастерские.
Принцип непрерывности и последовательности. Теоретические занятия, практикумы и практика сменяют друг друга, идут параллельно на протяжении всего процесса обучения. Теоретические дисциплины, включенные в учебный план, необходимо сочетать с практикой. Поэтому за теоретическими курсами планируются соответствующие семинарские занятия или практикум, а затем практика.
Принцип постепенного усложнения. Реализация этого принципа предполагает последовательное восхождение от более простых организационных форм и задач практики – к более сложным. Разные виды практики последовательно включаются в учебный процесс, и ставят перед студентами усложняющиеся задачи. Внутри каждого вида практики задачи также постепенно усложняются. Например, общее количество часов, предусмотренных на научно-производственную и научно-педагогическую практику, распределено по нескольким семестрам. В каждом семестре практика представляет собой законченный смысловой блок, со своими задачами и формами проведения, но включенный в общую тематику этого вида практики.
Личностный принцип. Для будущего магистра, обучающегося по программе «Детская и семейная психотерапия» важно научиться чувствовать и понимать людей, а не только научно объяснять причины того или иного поведения или ситуации. Этого можно достичь, в том числе, специально продуманной практикой. Воспитание в студентах таких профессионально важных качеств как эмпатия, участливость, наблюдательность осуществляется в ходе всех видов практики в образовательных учреждениях, приютах, детских домах, больницах и т.д. Приобретение собственного клиентского опыта в консультировании и психотерапии также должно являться неотъемлемой частью практики магистрантов.
Производственная практика проходит в несколько этапов с 1-го по 4-ый семестр и является важным этапом, направленным на закрепление знаний теоретической части обучения, и получения опыта практической психологической деятельности.
Производственная практика проводится в групповой и индивидуальной форме, которую определяют конкретные задачи, а также места проведения практики.
Производственная практика аттестуется в форме защиты отчета о прохождении практики на итоговой конференции.
Форма контроля: дифференцированный зачет.
Базы практики: РБОО «Центр лечебной педагогики», Сектор дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» Отдела экстренной психологической помощи ФКЦ по обеспечению психологической службы в системе образования РФ, ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом»», Региональная общественная организация «Семейный клуб «Перово»», Университетский многопрофильный психологический центр ФГБОУ ВО МГППУ, ГБОУ г. Москвы «Школа №548 «Царицыно»», ГБОУ г. Москвы, «Школа №1554» и другие.
Научно-исследовательская работа
Научно-исследовательская работа студентов является неотъемлемой частью подготовки магистрантов, проходящих обучение по программе «Детская и семейная психотерапия», и входит в число приоритетных задач на базе единства учебного и научно-исследовательского процессов, базируется и согласуется с планом научной деятельности кафедры детской и семейной психотерапии. Являясь важным этапом профессиональной подготовки психологов, НИРС формирует готовность будущих специалистов к творческой реализации полученных знаний умений, навыков, помогает овладеть основами методологии научной деятельности, обрести научно-исследовательский опыт.
В ходе проведения научно-исследовательской работы магистранты выполняют следующие формы работ: проведение анализа научной литературы, обобщения научно-исследовательских материалов, разработка научных идей и обоснование темы диссертационного исследования; выполнение курсовой работы в рамках утверждённого диссертационного исследования; участие в научных конференциях и научно-исследовательских семинарах.
НИРС проводится на протяжении всего периода обучения, форма итогового контроля: дифференцированный зачет.