Тематики* курсовых и дипломных работ преподавателей кафедры индивидуальной и групповой психотерапии
*конкретная тема формулируется совместно с научным руководителем
Архангельская Виктория Викторовна к.псх.н., доцент кафедры ИГП v-arch2006@yandex.ru | Темы для 2, 3, 4 курса: 1. Экзистенциальная психотерапия (обзор направлений) 2. Психологические аспекты одиночества: обзор исследований 3. Кризисы развития личности у взрослых 4. Психологические аспекты одиночества. Эмпирическое исследование 5. Кризисы развития личности у взрослых. Эмпирическое исследование |
Бусыгина Наталия Петровна к.псх.н., профессор кафедры ИГП boussyguina@yandex.ru | Темы для 2, 3, 4 курсов: 1. «Поворот к языку» и развитие в психологии методов дискурсивного и нарративного анализа 2. Дискурс-анализ и дискурсивная психология 3. Нарравтивный анализ и нарративная психология 4. Критическая психология 5. Парадигма «психо-социальных исследований» (psycho-social research) 6. Психоанализ за пределами клиники: использование психоаналитических идей в современных научных исследованиях субъективности 7. Лакановский психоанализ и дискурсивные исследования субъективности 8. Женская субъективность: дискурсы и телесный опыт 9. Практики субъективации (возможные варианты тем: практики субъективации и университетское образование; практики субъективации и сфера интимных отношений; практики субъективации и психотерапия) 10. Психология современного искусства 11. Психологические особенности восприятия и понимания современного искусства 12. Использование и интерпретация визуальных образов в психологии: проективная традиция и новые подходы 13. Качественная психология. Методологи и методы качественных исследований 14. Психология и идеи социальной критики 15. «Визуальный поворот» и визуальные исследования 16. Смыслообразование в условиях неопределенности |
Гамзаева Марьям Ильясовна преподаватель кафедры ИГП maryam.gamzaeva.96@gmail.com | Темы для 2, 3 курсов: 1. Культурные особенности когнитивных искажений и установок 2. Исследование представлений об иррациональных установках у студентов младших и старших курсов 3. Психологические и социальные особенности отношения к понятию долженствования 4. Психологический анализ феномена смысла в юношеском и взрослом возрасте 5. Анализ психологических и культурных особенностей формирования языковой картины мира 6. Исследование отношения к экзистенциальным данностям: личностный и возрастной аспект 7. Особенности отношения к здоровью: культурный, когнитивный и эмоциональный аспекты 8. Психологические особенности формирования здорового образа жизни 9. Психологические и личностные особенности поиска смысла в кризисных ситуациях 10. Психологические аспекты отношения к смерти |
Гордон Маргарита Михайловна старший преподаватель кафедры ИГП gordonmm@mgppu.ru | Темы для 2, 3 курсов: 1. Становление и развитие субъектности в процессе образования: психологические условия, препятствия, трудности, возможности содействия (тематическое направление, тема конкретизируется) 2. Освоение позиции сотрудника по отношению к ребенку (учителем, психологом, студентом): психологические условия, трудности, возможности содействия (тематическое направление, тема конкретизируется) 3. Трудности освоения рефлексивно-деятельностного подхода к оказанию психолого-педагогической помощи в преодолении учебных трудностей студентами (психологами, учителями), способы содействия в их преодолении (тематическое направление, тема конкретизируется) 4. Профессиональные компетенции психолога (учителя, студента), оказывающего помощь средствами рефлексивно-деятельностного подхода, их развитие в процессе обучения и деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи (тематическое направление, тема конкретизируется) |
Двойнин Алексей Михайлович к.псх.н., доцент кафедры ИГП alexdvoinin@mail.ru | Темы для 2, 3 курсов: 1. Роль религиозных убеждений клиента в процессе психологического консультирования 2. Обращение к трансцендентному как копинг-стратегия у верующих и неверующих 3. Формирование эффективных жизненных стратегий: целеполагание, ценностные ориентации, распределение личностных ресурсов 4. Личностные факторы сопротивления клиента в процессе психологического консультирования 5. Образ психолога в представлениях современных россиян (подгруппы для сравнения могут выделены по различным основаниям) 6. Особенности восприятия себя практическими психологами |
Зарецкий Виктор Кириллович к.псх.н., профессор кафедры ИГП zar-victor@yandex.ru | Темы для 2, 3, 4 курсов: 1. Индивидуальное и коллективное решение творческих задач детьми и взрослыми (тема конкретизируется) (научно-исследовательская) 2. Консультативная помощь в преодолении трудностей на материале решения творческих задач (научно-практическая) 3. Помощь в преодолении учебных трудностей, способствующая развитию: сравнительный анализ различных подходов (историко-теоретическая) 4. Исследование различных аспектов консультативной помощи детям и подросткам в преодолении учебных трудностей средствами рефлексивно-деятельностного подхода (научно-практическая) (в том числе детям и подросткам с особенностями развития) 5. Исследование динамики развития ребенка в процессе преодоления учебных трудностей в условиях оказания ему консультативной помощи средствами рефлексивно-деятельностного подхода (на материале анализа случая) (научно-практическая) 6. Принципы и технологии построения занятий шахматами в целях общего развития для детей младшего школьного возраста (в контексте проекта «Шахматы для общего развития») (научно-практическая) 7. Исследование личностного и когнитивного развития детей младшего школьного возраста в процессе занятий шахматами (научно-практическая) 8. Семейный аспект возникновения и преодоления учебных трудностей у детей (научно-практическая) 9. Психолого-педагогическая помощь учащимся с особенностями развития и инвалидностью средствами рефлексивно-деятельностного подхода (научно-практическая) 10. Анализ и конструирование способов учебной деятельности в процессе оказания психологической помощи (научно-практическая) |
Карягина Татьяна Дмитриевна к.псх.н., доцент кафедры ИГП kartan18@gmail.com | Темы для 2, 3, 4 курсов: 1. Онтогенез эмпатии, эмпатия в семье, в детско-родительских отношениях 2. Эмпатические феномены: эмпатический дистресс, эмпатическая забота, эмпатия и мотивация помощи 3. Личностные факторы развития эмпатии. Эмпатия и внутриличностная эмоциональная компетентность (понимание собственных чувств, регуляция чувств и т.п.) 4. Профессиональная эмпатия, эмпатия в помогающих профессиях, эмпатия в психотерапии, эмпатия и профессиональное выгорание 5. Гуманистическая и экспириентальная психотерапия. История и персоналии. (Клиент-центрированная психотерапия, психотерапевтический подход Ю.Джендлина и т.п.) Темы для 3, 4 курсов: 1. Понимающая психотерапия: вопросы теории и практики; ППТ в работе с конкретными проблемами 2. Психотерапевтическая компаративистика: понимающая психотерапия в сравнении с другими подходами; специфика экспириентальной психотерапии |
Корнева Елена Николаевна к.псх.н., доцент кафедры ИГП korneva.en@gmail.com | Темы для 2, 3, 4 курсов: 1. Проблема совладающего поведения личности в трудных условиях, взаимосвязь совладающего поведения с различными феноменами (личностными особенностями, степенью самоактуализации, религиозной принадлежностью и пр.) 2. Проблема эмоционального выгорания специалиста и взаимосвязь выгорания с феноменами самоактуализации, осмысленности деятельности и пр. 3. Исследование процесса и различных феноменов психотерапии (например, эффекты самораскрытия терапевта, применения эмпатии и др. техник, паузы в психотерапии, исследование психотерапевтических отношений и т.п.) 4. Исследование особенностей переживания критической ситуации (на материале дневниковых записей, эссе и т.п.) 5. Проблема профессионального развития и профессиональной идентификации студентов-психологов, будущих психологов-практиков, слушателей курсов дополнительного образования и т.п. (в случае курсовой работы это может быть лонгитюдное исследование, проводимое на протяжении 2-3 лет, и завершающееся выпускной работой) 6. Исследование образа профессии у студентов и специалистов разных направлений, в т.ч. психологов-практиков и пр. (в случае курсовой работы это может быть лонгитюдное исследование, проводимое на протяжении 2-3 лет, и завершающееся выпускной работой) 7. Психосемантическое исследование представлений о семье, карьере и т.п. |
Кортнева Юлия Вячеславовна к.псх.н., преподаватель кафедры ИГП kortneva.jul@yandex.ru | Темы для 2, 3, 4 курсов: 1. Валидизация данных стандартизированных методик психодиагностики 2. Валидизация данных проективной диагностики 3. Анализ данных в текстовых методиках (на примере конкретной методики) 4. Анализ данных в интерпретатативных методиках (на примере конкретной методики) Темы для 3, 4 курсов: 1. Элементы психологической диагностики в консультативной работе 2. Элементы консультирования в психодиагностической работе 3. Работа с интерпретацией в психотерапевтическом подходе |
Костенко Василий Юрьевич к.псх.н., доцент кафедры ИГП vasily.kostenko@gmail.com | Темы для 2, 3 курсов: 1. Позитивная психология 2. Благополучие, личностные ресурсы, процветание (flourishing) личности 3. Психологическая резилентность 4. Развитие личности |
Мазаева Екатерина Сергеевна старший преподаватель кафедры ИГП mazaevaes@mgppu.ru | Темы для 2, 3, 4 курсов: 1. Эмпатия и эмоциональная компетентность в профессионализации психолога (и/или в других социономических профессиях) |
Сидорова Варвара Владимировна к.псх.н., доцент кафедры ИГП varvarasi@mail.ru | Темы для 2, 3 курса: 1. Культур-ориентированные формы психотерапии (на примере найкан-психотерапии) 2. Формы психотерапии, основанные на искусстве: многообразие направлений 3. Арт-терапия применительно к различным категориям клиентов и группам (в работе с женской проблематикой, в работе с подростками, в работе с беженцами, в работе с детьми и т.д.) 4. Терапия искусствами и арт-терапия как практики профилактики профессионального выгорания 5. Анализ культуры работы сознания (на примере конкретной культуры) 6. Терапия искусствами в работе с сообществами 7. Механизмы терапевтического взаимодействия в арт-терапии 8. Терапия искусствами и исследования сознания 9. Работа с глиной в арт-терапии 10. Кросс-культурные методы исследования сознания 11. Терапия искусствами: направления, теория и практика 12. Искусство и психотерапия: интермодальная терапия экспрессивными искусствами |
Сороков Дмитрий Георгиевич к.псх.н., профессор кафедры ИГП sorokov@list.ru | Темы для 2, 3, 4 курсов: 1. Академическая мотивация, социокультурные и ценностные приоритеты современных школьников (студентов-психологов) 2. Тренинг смыслового выбора для школьников (студентов-психологов): теория, методика, оценка эффективности 3. Гендерное самосознание личности: особенности формирования, диагностика 4. Механизмы психологической защиты личности: феноменология, диагностика 5. Совладающее поведение и жизнестойкость личности: феноменология, диагностика 6. Совладающее поведение и жизнестойкость романтической пары (семьи) в ситуациях неопределенности (в критических ситуациях) 7. Диагностика взрослой романтической привязанности: оценка психометрических свойств и стандартизация теста-опросника 8. Психологические особенности близких романтических отношений в паре 9. Психологические особенности функционирования семейной системы на разных этапах семейного цикла 10. Психологические особенности сепарации от родительской семьи |
Сосланд Александр Иосифович к.псх.н., доцент кафедры ИГП ideoballya@gmail.com | Темы для 2, 3, 4 курсов: 1. Общие закономерности в развитии психотерапевтических школ 2. История возникновения конкретных методов, школ, направлений 3. Роль психоанализа в формировании целостного поля психотерапевтического знания 4. Экстернальные и интернальные факторы в развитии психотерапии как наука и практики 5. Психотерапевтическая школа, появление и развитие 6. Роль личности в развитии психотерапевтического метода |
Тематики* курсовых и дипломных работ преподавателей кафедры детской и семейной психотерапии
*конкретная тема формулируется совместно с научным руководителем
Булыгина Мария Вячеславовна к.псх.н., доцент кафедры ДСП bulyginam@list.ru | Темы для 2, 3, 4 курса: 1. Особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте 2. Особенности отношений с одноклассниками у детей младшего школьного возраста 3. Факторы возникновения тревожностей и страхов в дошкольном возрасте 4. Особенности проявления чувства взрослости в подростковом возрасте 5. Роль отношений с прародителями (бабушками, дедушками) в дошкольном/младшем школьном возрасте 6. Представления о себе у часто болеющих детей млдашего школьного возраста 7. Представления об отношениях с родителями у часто болеющих детей младшего школьного возраста 8. Детско-родительские и сиблинговые отношения в дошкольном возрасте 9. Детско-родительские и сиблинговые отношения в подростковом возрасте 10. Представления об отношениях с прародителями (бабушками, дедушками) у подростков из неполных семей |
Гаврилова Татьяна Павловна к.псх.н., профессор кафедры ДСП tatpg9@rambler.ru | Темы для 3, 4 курса: 1. Реакции и переживания юношей 16-17 лет в ситуации фрустрации 2. Переживание обиды и гнева у подростков 13-14 лет 3. Особенности однополой и разнополой дружб в юношеском возрасте 4. Образ «Я» у младших школьников с трудностями в обучении 5. Представление о себе у студентов-психологов, ориентированных на разные виды практики 6. Восприятие друг друга в молодых парах, проживающих вместе 7. Представления об эталоне мужественности у девушек и юношей 16-17 лет |
Коваль Оксана Владимировна к.псх.н., доцент кафедры ДСП koval_ks@mail.ru | Темы для 2, 3, 4 курса: 1. Отношения родителей и детей с высоким уровнем агрессии в поведении 2. Распознавание эмоций детьми с высоким уровнем агрессии 3. Детско-родительские отношения в семьях подростков с разной степенью проявления агрессии в поведении 4. Представление о себе у подростков с высоким уровнем агрессии в поведении 5. Особенности общения со сверстниками у подростков с высоким уровнем агрессии в поведении 6. Социально-психологическая адаптация подростков с высоким уровнем агрессии |
Филиппова Елена Валентиновна к.псх.н., профессор кафедры ДСП filippovaev@mgppu.ru | Темы для 3, 4 курсов: 1. Образ Я и сепарация от родителей у подростков, воспитывающихся в семьях разного типа (полных, неполных, повторнобрачных) 2. Образ тела и отношение к телу у подростков / молодых людей, воспитывающихся в семьях разного типа 3. Представление об отце и психологическое благополучие в подростковом возрасте 4. Сепарация от родителей и привязанность к ним в подростковом и юношеском возрасте 5. Представление о семейном взаимодействии и толерантность к неопределенности в подростковом и юношеском возрасте 6. Доверие к Другому и социальный интеллект 7. Представление о своей матери и о себе как о матери/ будущей матери у молодых женщин, имеющих и не имеющих детей |
Чеботарева Елена Юрьевна к.псх.н., доцент кафедры ДСП chebotarevy@yandex.ru | Темы для 2, 3, 4 курсов: 1. Факторы привязанности во взрослом возрасте. Основная и конкурирующие привязанности в романтических / супружеских отношениях 2. Романтические отношения в подростковом возрасте 3. Психологическая готовность к семейной жизни 4. Отношение к ревности / измене на разных стадиях жизненного цикла семьи 5. Взаимоотношения партнеров при разных формах брачно-семейных отношений (гражданский брак, гостевой брак, полиаморные союзы, гомосексуальные пары и т.д.) 6. Связь уровня дифференциации Я с взаимоотношениями в паре 7. Факторы сепарации от родительской семьи в подростковом и юношеском возрасте 8. Семейные отношения людей, выросших без попечения родителей 9. Связь сепарации от родительской семьи с взаимоотношениями в паре 10. Семейные отношения в межэтнических семьях 11. Семейные отношения людей с большой разницей в возрасте 12. Детско-родительские отношения в контексте супружеских отношений родителей 13. Семейные и внесемейные факторы родительского стресса 14. Особенности и факторы деструктивных семейных отношений 15. Факторы / последствия психологической завершенности развода |