г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

ТЕМЫ КУРСОВЫХ и ДИПЛОМНЫХ РАБОТ (направление 37.03.01 «Психология»)

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

Тематики* курсовых и дипломных работ преподавателей кафедры индивидуальной и групповой психотерапии

*конкретная тема формулируется совместно с научным руководителем

Архангельская Виктория Викторовна
к.псх.н., доцент
кафедры ИГП

v-arch2006@yandex.ru
Темы для 2, 3, 4 курса:
1. Экзистенциальная психотерапия (обзор направлений)
2. Психологические аспекты одиночества: обзор исследований
3. Кризисы развития личности у взрослых
4. Психологические аспекты одиночества. Эмпирическое исследование
5. Кризисы развития личности у взрослых. Эмпирическое исследование

Бусыгина Наталия Петровна
к.псх.н., профессор
кафедры ИГП

boussyguina@yandex.ru
Темы для 2, 3, 4 курсов:
1. «Поворот к языку» и развитие в психологии методов дискурсивного и нарративного анализа
2. Дискурс-анализ и дискурсивная психология
3. Нарравтивный анализ и нарративная психология
4. Критическая психология
5. Парадигма «психо-социальных исследований» (psycho-social research)
6. Психоанализ за пределами клиники: использование психоаналитических идей в современных научных исследованиях субъективности
7. Лакановский психоанализ и дискурсивные исследования субъективности
8. Женская субъективность: дискурсы и телесный опыт
9. Практики субъективации (возможные варианты тем: практики субъективации и университетское образование; практики субъективации и сфера интимных отношений; практики субъективации и психотерапия)
10. Психология современного искусства
11. Психологические особенности восприятия и понимания современного искусства
12. Использование и интерпретация визуальных образов в психологии: проективная традиция и новые подходы

13. Качественная психология. Методологи и методы качественных исследований
14. Психология и идеи социальной критики
15. «Визуальный поворот» и визуальные исследования
16. Смыслообразование в условиях неопределенности

Гамзаева Марьям Ильясовна
преподаватель кафедры ИГП

maryam.gamzaeva.96@gmail.com
Темы для 2, 3 курсов:
1. Культурные особенности когнитивных искажений и установок
2. Исследование представлений об иррациональных установках у студентов младших и старших курсов
3. Психологические и социальные особенности отношения к понятию долженствования
4. Психологический анализ феномена смысла в юношеском и взрослом возрасте
5. Анализ психологических и культурных особенностей формирования языковой картины мира
6. Исследование отношения к экзистенциальным данностям: личностный и возрастной аспект
7. Особенности отношения к здоровью: культурный, когнитивный и эмоциональный аспекты
8. Психологические особенности формирования здорового образа жизни
9. Психологические и личностные особенности поиска смысла в кризисных ситуациях
10. Психологические аспекты отношения к смерти

Гордон Маргарита Михайловна
старший преподаватель кафедры ИГП
gordonmm@mgppu.ru
Темы для 2, 3 курсов:
1. Становление и развитие субъектности в процессе образования: психологические условия, препятствия, трудности, возможности содействия (тематическое направление, тема конкретизируется)
2. Освоение позиции сотрудника по отношению к ребенку (учителем, психологом, студентом): психологические условия, трудности, возможности содействия (тематическое направление, тема конкретизируется)
3. Трудности освоения рефлексивно-деятельностного подхода к оказанию психолого-педагогической помощи в преодолении учебных трудностей студентами (психологами, учителями), способы содействия в их преодолении (тематическое направление, тема конкретизируется)
4. Профессиональные компетенции психолога (учителя, студента), оказывающего помощь средствами рефлексивно-деятельностного подхода, их развитие в процессе обучения и деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи (тематическое направление, тема конкретизируется)

Двойнин Алексей Михайлович
к.псх.н., доцент кафедры ИГП
alexdvoinin@mail.ru
Темы для 2, 3 курсов:
1. Роль религиозных убеждений клиента в процессе психологического
консультирования
2. Обращение к трансцендентному как копинг-стратегия у верующих и неверующих
3. Формирование эффективных жизненных стратегий: целеполагание, ценностные
ориентации, распределение личностных ресурсов
4. Личностные факторы сопротивления клиента в процессе психологического
консультирования
5. Образ психолога в представлениях современных россиян (подгруппы для
сравнения могут выделены по различным основаниям)
6. Особенности восприятия себя практическими психологами

Зарецкий Виктор Кириллович
к.псх.н., профессор
кафедры ИГП

zar-victor@yandex.ru
Темы для 2, 3, 4 курсов:
1. Индивидуальное и коллективное решение творческих задач детьми и взрослыми (тема конкретизируется) (научно-исследовательская)
2. Консультативная помощь в преодолении трудностей на материале решения творческих задач (научно-практическая)
3. Помощь в преодолении учебных трудностей, способствующая развитию: сравнительный анализ различных подходов (историко-теоретическая)
4. Исследование различных аспектов консультативной помощи детям и подросткам в преодолении учебных трудностей средствами рефлексивно-деятельностного подхода (научно-практическая) (в том числе детям и подросткам с особенностями развития)
5. Исследование динамики развития ребенка в процессе преодоления учебных трудностей в условиях оказания ему консультативной помощи средствами рефлексивно-деятельностного подхода (на материале анализа случая) (научно-практическая)
6. Принципы и технологии построения занятий шахматами в целях общего развития для детей младшего школьного возраста (в контексте проекта «Шахматы для общего развития») (научно-практическая)
7. Исследование личностного и когнитивного развития детей младшего школьного возраста в процессе занятий шахматами (научно-практическая)
8. Семейный аспект возникновения и преодоления учебных трудностей у детей (научно-практическая)
9. Психолого-педагогическая помощь учащимся с особенностями развития и инвалидностью средствами рефлексивно-деятельностного подхода (научно-практическая)
10. Анализ и конструирование способов учебной деятельности в процессе оказания психологической помощи (научно-практическая)

Карягина Татьяна Дмитриевна
к.псх.н., доцент
кафедры ИГП

kartan18@gmail.com
Темы для 2, 3, 4 курсов:
1. Онтогенез эмпатии, эмпатия в семье, в детско-родительских отношениях
2. Эмпатические феномены: эмпатический дистресс, эмпатическая забота, эмпатия и мотивация помощи
3. Личностные факторы развития эмпатии. Эмпатия и внутриличностная эмоциональная компетентность (понимание собственных чувств, регуляция чувств и т.п.)
4. Профессиональная эмпатия, эмпатия в помогающих профессиях, эмпатия в психотерапии, эмпатия и профессиональное выгорание
5. Гуманистическая и экспириентальная психотерапия. История и персоналии. (Клиент-центрированная психотерапия, психотерапевтический подход Ю.Джендлина и т.п.)
 
Темы для 3, 4 курсов:
1. Понимающая психотерапия: вопросы теории и практики; ППТ в работе с конкретными проблемами
2. Психотерапевтическая компаративистика: понимающая психотерапия в сравнении с другими подходами; специфика экспириентальной психотерапии

Корнева Елена Николаевна
к.псх.н., доцент
кафедры ИГП

korneva.en@gmail.com
Темы для 2, 3, 4 курсов:
1. Проблема совладающего поведения личности в трудных условиях, взаимосвязь совладающего поведения с различными феноменами (личностными особенностями, степенью самоактуализации, религиозной принадлежностью и пр.)
2. Проблема эмоционального выгорания специалиста и взаимосвязь выгорания с феноменами самоактуализации, осмысленности деятельности и пр.
3. Исследование процесса и различных феноменов психотерапии (например, эффекты самораскрытия терапевта, применения эмпатии и др. техник, паузы в психотерапии, исследование психотерапевтических отношений и т.п.)
4. Исследование особенностей переживания критической ситуации (на материале дневниковых записей, эссе и т.п.)
5. Проблема профессионального развития и профессиональной идентификации студентов-психологов, будущих психологов-практиков, слушателей курсов дополнительного образования и т.п. (в случае курсовой работы это может быть лонгитюдное исследование, проводимое на протяжении 2-3 лет, и завершающееся выпускной работой)
6. Исследование образа профессии у студентов и специалистов разных направлений, в т.ч. психологов-практиков и пр. (в случае курсовой работы это может быть лонгитюдное исследование, проводимое на протяжении 2-3 лет, и завершающееся выпускной работой)
7. Психосемантическое исследование представлений о семье, карьере и т.п.

Кортнева Юлия Вячеславовна
к.псх.н., преподаватель
кафедры ИГП

kortneva.jul@yandex.ru
Темы для 2, 3, 4 курсов:
1. Валидизация данных стандартизированных методик психодиагностики
2. Валидизация данных проективной диагностики
3. Анализ данных в текстовых методиках (на примере конкретной методики)
4. Анализ данных в интерпретатативных методиках (на примере конкретной методики)
 
Темы для 3, 4 курсов:
1. Элементы психологической диагностики в консультативной работе
2. Элементы консультирования в психодиагностической работе
3. Работа с интерпретацией в психотерапевтическом подходе

Костенко Василий Юрьевич
к.псх.н., доцент кафедры ИГП

vasily.kostenko@gmail.com
Темы для 2, 3 курсов:
1. Позитивная психология
2. Благополучие, личностные ресурсы, процветание (flourishing) личности
3. Психологическая резилентность
4. Развитие личности

Мазаева Екатерина Сергеевна
старший преподаватель кафедры ИГП
mazaevaes@mgppu.ru
Темы для 2, 3, 4 курсов:
1. Эмпатия и эмоциональная компетентность в профессионализации психолога (и/или в других социономических профессиях)

Сидорова Варвара Владимировна
к.псх.н., доцент
кафедры ИГП

varvarasi@mail.ru
Темы для 2, 3 курса:
1. Культур-ориентированные формы психотерапии (на примере найкан-психотерапии)
2. Формы психотерапии, основанные на искусстве: многообразие направлений
3. Арт-терапия применительно к различным категориям клиентов и группам (в работе с женской проблематикой, в работе с подростками, в работе с беженцами, в работе с детьми и т.д.)
4. Терапия искусствами и арт-терапия как практики профилактики профессионального выгорания
5. Анализ культуры работы сознания (на примере конкретной культуры)
6. Терапия искусствами в работе с сообществами
7. Механизмы терапевтического взаимодействия в арт-терапии
8. Терапия искусствами и исследования сознания
9. Работа с глиной в арт-терапии
10. Кросс-культурные методы исследования сознания
11. Терапия искусствами: направления, теория и практика
12. Искусство и психотерапия: интермодальная терапия экспрессивными искусствами

Сороков Дмитрий Георгиевич
к.псх.н., профессор
кафедры ИГП

sorokov@list.ru
Темы для 2, 3, 4 курсов:
1. Академическая мотивация, социокультурные и ценностные приоритеты современных школьников (студентов-психологов)
2. Тренинг смыслового выбора для школьников (студентов-психологов): теория, методика, оценка эффективности
3. Гендерное самосознание личности: особенности формирования, диагностика
4. Механизмы психологической защиты личности: феноменология, диагностика
5. Совладающее поведение и жизнестойкость личности: феноменология, диагностика
6. Совладающее поведение и жизнестойкость романтической пары (семьи) в ситуациях неопределенности (в критических ситуациях)
7. Диагностика взрослой романтической привязанности: оценка психометрических свойств и стандартизация теста-опросника
8. Психологические особенности близких романтических отношений в паре
9. Психологические особенности функционирования семейной системы на разных этапах семейного цикла
10. Психологические особенности сепарации от родительской семьи

Сосланд Александр Иосифович
к.псх.н., доцент
кафедры ИГП

ideoballya@gmail.com
Темы для 2, 3, 4 курсов:
1. Общие закономерности в развитии психотерапевтических школ
2. История возникновения конкретных методов, школ, направлений
3. Роль психоанализа в формировании целостного поля психотерапевтического знания
4. Экстернальные и интернальные факторы в развитии психотерапии как наука и практики
5. Психотерапевтическая школа, появление и развитие
6. Роль личности в развитии психотерапевтического метода

Тематики* курсовых и дипломных работ преподавателей кафедры детской и семейной психотерапии

*конкретная тема формулируется совместно с научным руководителем


Булыгина Мария Вячеславовна
к.псх.н., доцент
кафедры ДСП

bulyginam@list.ru
Темы для 2, 3, 4 курса:
1. Особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте
2. Особенности отношений с одноклассниками у детей младшего школьного возраста
3. Факторы возникновения тревожностей и страхов в дошкольном возрасте
4. Особенности проявления чувства взрослости в подростковом возрасте
5. Роль отношений с прародителями (бабушками, дедушками) в дошкольном/младшем школьном возрасте
6. Представления о себе у часто болеющих детей млдашего школьного возраста
7. Представления об отношениях с родителями у часто болеющих детей младшего школьного возраста
8. Детско-родительские и сиблинговые отношения в дошкольном возрасте
9. Детско-родительские и сиблинговые отношения в подростковом возрасте
10. Представления об отношениях с прародителями (бабушками, дедушками) у подростков из неполных семей

Гаврилова Татьяна Павловна
к.псх.н., профессор
кафедры ДСП

tatpg9@rambler.ru
Темы для 3, 4 курса:
1. Реакции и переживания юношей 16-17 лет в ситуации фрустрации
2. Переживание обиды и гнева у подростков 13-14 лет
3. Особенности однополой и разнополой дружб в юношеском возрасте
4. Образ «Я» у младших школьников с трудностями в обучении
5. Представление о себе у студентов-психологов, ориентированных на разные виды практики
6. Восприятие друг друга в молодых парах, проживающих вместе
7. Представления об эталоне мужественности у девушек и юношей 16-17 лет

Коваль Оксана Владимировна
к.псх.н., доцент
кафедры ДСП

koval_ks@mail.ru
Темы для 2, 3, 4 курса:
1. Отношения родителей и детей с высоким уровнем агрессии в поведении
2. Распознавание эмоций детьми с высоким уровнем агрессии
3. Детско-родительские отношения в семьях подростков с разной степенью проявления агрессии в поведении
4. Представление о себе у подростков с высоким уровнем агрессии в поведении
5. Особенности общения со сверстниками у подростков с высоким уровнем агрессии в поведении
6. Социально-психологическая адаптация подростков с высоким уровнем агрессии

Филиппова Елена Валентиновна
к.псх.н., профессор кафедры ДСП
filippovaev@mgppu.ru
Темы для 3, 4 курсов:
1. Образ Я и сепарация от родителей у подростков, воспитывающихся в семьях разного типа (полных, неполных, повторнобрачных)
2. Образ тела и отношение к телу у подростков / молодых людей, воспитывающихся в семьях разного типа
3. Представление об отце и психологическое благополучие в подростковом возрасте
4. Сепарация от родителей и привязанность к ним в подростковом и юношеском возрасте
5. Представление о семейном взаимодействии  и толерантность к неопределенности в подростковом и юношеском возрасте
6. Доверие к Другому и социальный интеллект
7. Представление о своей матери и о себе как о матери/ будущей матери у молодых женщин, имеющих и не имеющих детей

Чеботарева Елена Юрьевна
к.псх.н., доцент
кафедры ДСП

chebotarevy@yandex.ru
Темы для 2, 3, 4 курсов:
1. Факторы привязанности во взрослом возрасте. Основная и конкурирующие привязанности в романтических / супружеских отношениях
2. Романтические отношения в подростковом возрасте
3. Психологическая готовность к семейной жизни
4. Отношение к ревности / измене на разных стадиях жизненного цикла семьи
5. Взаимоотношения партнеров при разных формах брачно-семейных отношений (гражданский брак, гостевой брак, полиаморные союзы, гомосексуальные пары и т.д.)
6. Связь уровня дифференциации Я с взаимоотношениями в паре
7. Факторы сепарации от родительской семьи в подростковом и юношеском возрасте
8. Семейные отношения людей, выросших без попечения родителей
9. Связь сепарации от родительской семьи с взаимоотношениями в паре
10. Семейные отношения в межэтнических семьях
11. Семейные отношения людей с большой разницей в возрасте
12. Детско-родительские отношения в контексте супружеских отношений родителей
13. Семейные и внесемейные факторы родительского стресса
14. Особенности и факторы деструктивных семейных отношений
15. Факторы / последствия психологической завершенности развода