г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

ТЕМЫ КУРСОВЫХ и ДИПЛОМНЫХ РАБОТ (направление 37.03.01 «Психология»)

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

Тематики* курсовых и дипломных работ преподавателей кафедры индивидуальной и групповой психотерапии

* данные направления должны быть конкретизированы до темы исследования после собеседования студента с научным руководителем

Архангельская Виктория Викторовна
к.псх.н., доцент

кафедры ИГП
v-arch2006@yandex.ru
Темы для 2,3,4 курса:
1. Экзистенциальная психотерапия (обзор направлений)
2. Психологические аспекты одиночества. Эмпирическое исследование
3. Кризисы развития личности у взрослых. Эмпирическое исследование
Бусыгина Наталия Петровна
к.псх.н., доцент

кафедры ИГП
boussyguina@yandex.ru
Темы для 2,3,4 курсов:
1. «Поворот к языку» и развитие в психологии методов дискурсивного и нарративного анализа
2. Дискурс-анализ и дискурсивная психология
3. Нарравтивный анализ и нарративная психология
4. Критическая психология
5. Парадигма «психо-социальных исследований» (psycho-social research)
6. Психоанализ за пределами клиники: использование психоаналитических идей в современных научных исследованиях субъективности
7. Лакановский психоанализ и дискурсивные исследования субъективности
8. Женская субъективность: дискурсы и телесный опыт
9. Практики субъективации (возможные варианты тем: практики субъективации и университетское образование; практики субъективации и сфера интимных отношений; практики субъективации и психотерапия)
10. Психология современного искусства

11. Психологические особенности восприятия и понимания современного искусства
12. Использование и интерпретация визуальных образов в психологии: проективная традиция и новые подходы
13. Качественная психология. Методологи и методы качественных исследований
14. Психология и идеи социальной критики
15. «Визуальный поворот» и визуальные исследования
16. Смыслообразование в условиях неопределенности

Гордон Маргарита Михайловна
старший преподаватель кафедры ИГП

gordonmm@mgppu.ru
Темы для 2,3 курсов:
1. Отношение учителей к трудностям и ошибкам

(специфика, причины, влияние на взаимодействие с учащимися, на отношение к собственной деятельности, связь с профессиональным выгоранием и т.п.)
2. Рефлексивно-деятельностный подход к оказанию психолого-педагогической помощи в преодолении учебных трудностей и психологические аспекты других направлений педагогики сотрудничества

(сопоставление по ключевыми принципам и способам их воплощения в деятельности, общность и возможности интеграции, принципиальные отличия и т.д.)
3. Профессиональные компетенции психолога (учителя, студента), оказывающего помощь средствами рефлексивно-деятельностного подхода, их развитие в процессе обучения и деятельности по оказанию помощи
Зарецкий Виктор Кириллович
к.псх.н., профессор
кафедры ИГП
zar-victor@yandex.ru
Темы для 2,3,4 курсов:
1. Помощь в преодолении студентами трудностей вхождения в исследовательскую деятельность (научно-практическая)
2. Трудности вхождения студентов в исследовательскую деятельность (научно-исследовательская)
3. Самоопределение студентов-психологов (научно-исследовательская)
4. Консультативная помощь в самоопределении студентам-психологам (научно-практическая)
5. Индивидуальное и коллективное решение творческих задач детьми и взрослыми (тема конкретизируется) (научно-исследовательская)
6. Консультативная помощь в преодолении трудностей на материале решения творческих задач (научно-практическая)
7. Помощь в преодолении учебных трудностей, способствующая развитию: сравнительный анализ различных подходов (историко-теоретическая)
8. Консультативная помощь детям и подросткам в преодолении учебных трудностей средствами рефлексивно-деятельностного подхода (научно-практическая) (в том числе детям и подросткам с особенностями развития)
9. Анализ случая оказания консультативной помощи в преодолении учебных трудностей средствами рефлексивно-деятельностного подхода
10. Создание условий развития детей на занятиях по проекту «Шахматы для общего развития»
11. Трудности освоения рефлексивно-деятельностного подхода учителями и студентами
12. Когнитивные и личностные изменения студентов, осваивающих технологии психолого-педагогической помощи средствами рефлексивно-деятельностного подхода
13. Семейный аспект возникновения и преодоления учебных трудностей у детей
14. Проектная деятельность как ресурс развития детей разных возрастных групп

15. Психологическая помощь учащимся с особенностями развития и инвалидностью средствами рефлексивно-деятельностного подхода
16. Влияние занятий шахматами на организацию мышления. Исследование влияния занятий шаматами на развитие рефлексивного аспекта мышления
17. Индивидуальное и коллективное решение творческих задач
18. Проблемная ситуация как ресурс развития для ученика и учителя
19. Психотерапевтический эффект психолого-педагогической помощи в преодолении учебных трудностей
20. Работа с рефлексией в когнитивно-бихевиоральной психотерапии и рефлексивно-деятельностном подходе: сравнительный анализ
21. Анализ и конструирование способов учебной деятельности в процессе оказания психологической помощи
22. Социальная ситуация развития детей-сирот с инвалидностью и возможности ее изменения

Карягина Татьяна Дмитриевна
к.псх.н., доцент

кафедры ИГП
kartan18@gmail.com
Темы для 2,3,4 курсов:
1. Понимающая психотерапия: вопросы теории и практики; ППТ в работе с конкретными проблемами
2. Психотерапевтическая компаративистика: понимающая психотерапия в сравнении с другими подходами; специфика экспририентальной психотерапии
3. Эмпатия: онтогенез эмпатии, личностные факторы развития эмпатии; профессиональная эмпатия, эмпатия в помогающих профессиях, эмпатия в психотерапии
4. Эмпатия в семейной психотерапии, эмпатия в семье, в детско-родительских отношениях, онтогенез эмпатии
Корнева Елена Николаевна
к.псх.н., доцент

кафедры ИГП
korneva.en@gmail.com
Темы для 2,3,4 курсов:
1. Проблема совладающего поведения личности в трудных условиях, взаимосвязь совладающего поведения с различными феноменами (личностными особенностями, степенью самоактуализации, религиозной принадлежностью и пр.)
2. Проблема эмоционального выгорания специалиста и взваимосвязь выгорания с феноменами самоактуализации, осмысленности деятельности и пр.
3. Исследование процесса и различных феноменов психотерапии
4. Исследование особенностей переживания критической ситуации (на материале дневниковых записей, эссе и пр.)
5. Проблема профессионального развития и профессиональной идентификации студентов-психологов, будущих психологов-практиков, слушателей курсов дополнительного образования и т.п. 
(в случае курсовой работы это может быть лонгитюдное исследование, проводимое на протяжении 2-3 лет, и завершающееся выпускной работой)
6. Исследование образа профессии у студентов и специалистов разных направлений, в т.ч. психологов-практиков и пр. 
(в случае курсовой работы это может быть лонгитюдное исследование, проводимое на протяжении 2-3 лет, и завершающееся выпускной работой)
7. Психосемантическое исследование представлений о семье, карьере и т.п.
8. Исследование феномена благодарности в межличностных отношениях
Кортнева Юлия Вячеславовна
к.псх.н., старший преподаватель

кафедры ИГП
kortneva.jul@yandex.ru
Темы для 2,3,4 курсов:
1. Элементы психологической диагностики в консультативной работе
2. Валидизация данных стандартизированных методик психодиагностики
3. Элементы консультирования в психодиагностической работе
4. Валидизация данных проективной диагностики

Мазаева Екатерина Сергеевна
старший преподаватель кафедры ИГП

mazaevaes@mgppu.ru
Темы для 2,3,4 курсов:
1. Эмпатия и эмоциональная компетентность в профессионализации психолога (и/или в других социономических профессиях)

Молостова Анна Николаевна
к.псх.н., доцент

кафедры ИГП
fpc-aspirant@list.ru
Темы для 2,3,4 курсов:
1. Факторы эффективности работы в проблемной ситуации (на материале решения творческих задач)
2. Психологические аспекты оказания консультативной помощи (на материале решения творческих задач)
3. Исследование межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии

4. Межличностные отношения как предмет работы в разных психотерапевтических подходах
5. Позиция консультанта как фактор сопровождения испытуемых в ситуации решения творческих задач
Пышинска Инна Викторовна
старший преподаватель кафедры ИГП

inna.fivi@gmail.com
Темы для 3,4 курсов:
1. Психология зрелости

Сидорова Варвара Владимировна
к.псх.н., доцент

кафедры ИГП
varvarasi@mail.ru
Темы для 2,3 курса:
1. Культур-ориентированные формы психотерапии (на примере найкан-психотерапии)
2. Формы психотерапии, основанные на искусстве: многообразие направлений
3. Арт-терапия применительно к различным категориям клиентов и группам (в работе с женской проблематикой, в работе с подростками, в работе с беженцами, в работе с детьми и т.д.)
4. Терапия искусствами и арт-терапия как практики профилактики профессионального выгорания
5. Анализ культуры работы сознания (на примере конкретной культуры)
6. Терапия искусствами в работе с сообществами
7. Механизмы терапевтического взаимодействия в арт-терапии
8. Терапия искусствами и исследования сознания
9. Работа с глной в арт-терапии
10. Кросс-культурные методы исследования сознания
11. Терапия искусствами: направления, теория и практика
12. Искусство и психотерапия: интермодальная терапия экспрессивными искусствами

Сороков Дмитрий Георгиевич
к.псх.н., профессор

кафедры ИГП
sorokov@list.ru
Темы для 2,3,4 курсов:
1. Совладающее поведение и жизнестойкость личности: феноменология и диагностика
2. Гендерное самосознание личности: особенности формирования, диагностика
3. Психологические особенности сепарации от родительской семьи
4. Копинг-стратегии современных пар
5. Механизмы психологической защиты личности: феноменология, диагностика
6. Психологические особенности функционирования семейной системы на разных этапах семейного цикла
7. Психологические особенности близких романтических отношений в паре
Сосланд Александр Иосифович
к.псх.н., доцент

кафедры ИГП
ideoballya@gmail.com
Темы для 2,3,4 курсов:
1. Общие закономерности в развитии психотерапевтических школ
2. История возникновения конкретных методов, школ, направлений

3. Роль психоанализа в формировании целостного поля психотерапевтического знания
4. Экстернальные и интернальные факторы в развитии психотерапии как наука и практики
5. Психотерапевтическая школа, появление и развитие
6. Роль личности в развитии психотерапевтического метода

Талаш Татьяна Андреевна
старший преподаватель кафедры ИГП

talashta@mgppu.ru
Темы для 2 курса:
1. Профессиональная идентичность
2. Образ профессии в личностном и социокультурном контекстах
3. Психосемантика профессий

Тихомирова Анна Владимировна
преподаватель кафедры ИГП

nutih@mail.ru
Темы для 2,3,4 курса:
1. Становление субъектной позиции подростка в процессе учебной деятельности (Факторы, влияющие на становление субъектной позиции, связь субъектной позиции ученика и эффективности учебной деятельности, типы отношений, влияющи на становление субъектной позиции)

Тематики* курсовых и дипломных работ преподавателей кафедры детской и семейной психотерапии

* данные направления должны быть конкретизированы до темы исследования после собеседования студента с научным руководителем


Булыгина Мария Вячеславовна
к.псх.н., доцент

кафедры ДСП
bulyginam@list.ru
Темы для 3,4 курса:
1. Особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте
2. Особенности отношений с одноклассниками у детей младшего школьного возраста
3. Факторы возникновения тревожностей и страхов в дошкольном возрасте
4. Особенности проявления чувства взрослости в подростковом возрасте
5. Роль отношений с прародителями (бабушками, дедушками) в дошкольном/младшем школьном возрасте
6. Представления о себе у часто болеющих детей млдашего школьного возраста
7. Представления об отношениях с родителями у часто болеющих детей младшего школьного возраста
8. Детско-родительские и сиблинговые отношения в дошкольном возрасте
9. Детско-родительские и сиблинговые отношения в подростковом возрасте
10. Представления об отношениях с прародителями (бабушками, дедушками) у подростков из неполных семей

Гаврилова Татьяна Павловна
к.псх.н., профессор

кафедры ДСП
tatpg9@rambler.ru
Темы для 3,4 курса:
1. Реакции и переживания юношей 16-17 лет в ситуации фрустрации
2. Переживание обиды и гнева у подростков 13-14 лет
3. Особенности однополой и разнополой дружб в юношеском возрасте
4. Образ «Я» у младших школьников с трудностями в обучении
5. Представление о себе у студентов-психологов, ориентированных на разные виды практики
6. Восприятие друг друга в молодых парах, проживающих вместе
7. Представления об эталоне мужественности у девушек и юношей 16-17 лет

Коваль Оксана Владимировна
к.псх.н., доцент

кафедры ДСП
koval_ks@mail.ru
Темы для 4 курса:
1. Исследования ценностных ориентаций подростков с разными формами агрессивного поведения
2. Факторы, способствующие формированию доброжелательных взаимоотношений со взрослым у подростков с высоким уровнем агрессии в поведении
3. Эмоциональная компетентность у подростков с высоким уровнем агрессии
4. Особенности взаимоотношения родителей с детьми-спортсменами
5. Особенности взаимоотношений в семьях с агрессивным ребенком (ребенок дошкольного / младшего школьного / подросткового возраста)
6. Взаимоотношения агрессивных подростков с сиблингами
7. Применение рисунка в психотерапевтической работе с детьми и подростками

Филиппова Елена Валентиновна
к.псх.н., профессор
кафедры ДСП
filippovaev@mgppu.ru
Темы для 3,4 курсов:
1. Образ Я и сепарация от родителей у подростков, воспитывающихся в семьях разного типа (полных, неполных, повторнобрачных)
2. Образ тела и отношение к телу у подростков / молодых людей, воспитывающихся в семьях разного типа
3. Представление об отце и психологическое благополучие в подростковом возрасте
4. Сепарация от родителей и привязанность к ним в подростковом и юношеском возрасте
5. Представление о семейном взаимодействии  и толерантность к неопределенности в подростковом и юношеском возрасте
6. Доверие к Другому и социальный интеллект

7. Представление о своей матери и о себе как о матери/ будущей матери у молодых женщин, имеющих и не имеющих детей

Чеботарева Елена Юрьевна
к.псх.н., доцент

кафедры ДСП
chebotarevy@yandex.ru
Темы для 3,4 курсов:
1. Факторы привязанности во взрослом возрасте
2. Романтические отношения в подростковом возрасте
3. Психологическая готовность к браку
4. Отношение к ревности и измене на разных стадиях жизненного цикла семьи
5. Взаимоотношения партнеров при разных формах брачно-семейных отношений (гражданский брак, гостевой брак, гомосексуальные пары и т.д.)
6. Связь уровня дифференциации Я со взаимоотношениями в паре
7. Факторы сепарации от родительской семьи в подростковом и юношеском возрасте
8. Семейные отношения людей, выросших без попечения родителей
9. Связь сепарации от родительской семьи со взаимоотношениями в паре
10. Семейные отношения в межэтнических семьях

11. Семейные отношения людей с большой разницей в возрасте