Работа кафедры детской и семейной психотерапии строится в соответствии с концептуальными основаниями факультета психологического консультирования (ныне факультет консультативной и клинической психологии), системой ценностей, заявленной в его концепции, ориентируется на общие для факультета принципы подготовки студентов.
В рамках общей концепции кафедра ставит своей целью подготовку квалифицированных специалистов для проведения психопрофилактической, психологической и психотерапевтической работы с детьми и проблемными семьями.
Поскольку подготовка квалифицированного детского или семейного психотерапевта предполагает обязательное последипломное образование, мы видим основную задачу кафедры в пропедевтике психотерапии, включающей знакомство студентов с основными методами, направлениями и техниками детской и семейной психотерапии, освоение ими широкого спектра диагностических методов и техник коррекционной и развивающей работы с детьми, овладение навыками консультирования детей и семьи.
Ценностные ориентации кафедры:
- Вера в ребенка, ориентация на лучшее в нем, опора на психологические ресурсы ребенка.
- Отказ от патологизации ребенка.
- Отношение к родителям как к союзникам в психологической работе с детьми, понимание необходимости их поддержки.
Позиция кафедры состоит в открытости к широкому спектру идей, существующих в современной психологической практике, неангажированности каким – либо одним подходом, а следовательно в признании необходимости как можно более полно представлять обучающимся панораму современных психотерапевтических методов и подходов. Выбор «своего» направления – за ними.
Наряду с разработкой и реализацией программ подготовки студентов и магистрантов, сотрудники кафедры ведут научно-исследовательскую работу, направленную на изучение факторов, влияющих на психическое развитие ребенка и семейное взаимодействие, а также на проработку и осмысление научных оснований процесса психотерапии с детьми и семьей; построение связей и «мостиков» между психотерапией и психологией развития.
Выпускники кафедры ориентированы на работу в психолого-медико-социальных центрах различного типа, кризисных центрах, на телефонах доверия, школах, детских садах, интернатах, домах ребенка, учреждениях здравоохранения, социальных службах и т.д.
Обучение на кафедре исходит из положения о том, что в основе помощи ребенку должны лежать: принятие и понимание, знание закономерностей психического развития, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, зоны ближайшего развития. Положение о том, что проблемы ребенка не могут рассматриваться вне проблем семьи и социальной ситуации развития.