Ученая степень: доктор психологических наук
Ученое звание: профессор
Образование
Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 1971 год. Специальность — психология. квалификация — психолог, преподаватель психологии
Дополнительное образование
Обучение по программе «Работа с психопатологией в паре в гештальт-подходе» под руководством Маргериты Спаниоло Лобб, 72 ч., Общество практикующих психологов «Гештальт-подход», Москва, 2020
Профессиональная деятельность
Главный научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Института коррекционной педагогики РАО
Награды, премии, звания
- Лауреат Премии Президента РФ в области образования за 1997 г.
- Лауреат конкурса «Золотая Психея» (2016)
- Благодарность ректора за участие в проекте «Оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей Федерального проекта «Современная школа» Национального проекта «Образование» в 2021 году» (приказ № 40-1-04/17 от 18 января 2022 года)
Учебные дисциплины
- Аутичный ребёнок (бакалавриат, специалитет)
- Эмоционально-аффективная сфера человека (магистратура)
- Производственная практика в профильных организациях (магистратура)
- Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (магистратура)
Научные интересы
- нарушения психического развития при детском аутизме
- нарушения эмоционального развития ребенка
- закономерности эмоционального развития в норме
- методы психологической помощи при нарушениях эмоционального развития
- аффективная организация поведения человека
Публикации
Опубликовала более 70 работ, в том числе за рубежом. В том числе:
- Никольская О. С. Аффективная сфера человека как система смыслов, организующих сознание и поведение.– М.: МГППУ, 2008.(Монография)
- Никольская О.С. Специальный Федеральный государственный стандарт начального школьного образования детей с расстройствами аутистического спектра. (макет) // Журнал «Дефектология». 2010 , № 2. С. 3-18.
- Никольская О.С. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. // Журнал «Дефектология», № 1 – 2010 — стр. 6-22. (1,5 п.л.)
- Никольская О.С. (в соавторстве: Баенская Е.Р., Либлинг М.М.) Аутичный ребёнок. Пути помощи. – М.: Теривинф, 2012 – 286.с. (Монография)
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: Содержание подхода // Дефектология. 2014, №4. С. 23 -33
- Никольская О.С. Сравнительный анализ двух коррекционных подходов к психическому развитию ребенка с аутизмом // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 4. С. 169–186. doi:10.17759/cpp.2018260411
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Гусева И.Е. Задачи и методы коррекционной помощи ребенку с аутизмом // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 1. С. 140–152. doi:10.17759/cpp.2019270109
- Никольская О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение человека / О. С. Никольская. – М. : Наука, 2020. – 440 с.