г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

Приемный ребенок-инвалид: как оценить свои силы? — интервью с нашей выпускницей Пригожиной Марией на портале МИЛОСЕРДИЕ.RU

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

Приемный ребенок-инвалид: как оценить свои силы? — интервью с нашей выпускницей Пригожиной Марией на портале МИЛОСЕРДИЕ.RU

Портал МИЛОСЕРДИЕ.RU опубликовал интервью с выпускницей нашего факультета 2013 года, педагогом-психологом ГКУ ЦССВ «Центральный», руководителем школы приемных родителей — Пригожиной Марией.

– Когда Милосердие.ру опубликовало истории приемных мам детей-инвалидов «Иду на риск: как взять в семью ребенка-инвалида и не пожалеть», для многих главным был вопрос: как правильно оценить свои духовные, эмоциональные, физические ресурсы родителям, желающим взять в семью ребенка с ограниченными возможностями?

– Самому человеку это сделать очень трудно. Здесь может помочь Школа приемных родителей (ШПР). Но ее надо правильно выбрать. В Москве сейчас много таких школ, но уровень подготовки везде разный. Очень важно выбрать подходящую, грамотно подготавливающую школу. 

При выборе нужно исходить из того, какого ребенка хотят взять родители. Например, тем, кто собирается взять ребенка с особенностями, я бы советовала выбирать себе школу при том учреждении, где содержатся такие «особенные» дети. Это важно потому, что, как правило, в ШПР при этих учреждениях работают те же специалисты, которые работают там с детьми, знают этих детей длительное время, знают их диагнозы, и могут рассказать, каков ребенок в реальном общении. Родителям совершенно необходимо разобрать специфику диагноза, его проявления в быту, в уходе и общении с ребенком. Чтобы родители, столкнувшись с неожиданной реакцией или поведением детей, не недоумевали и не паниковали, а были бы готовы.

Также необходимо пройтись по всем основным синдромам, которые характерны для детей с особенностями: двигательные нарушения, синдром Дауна, суицидально-алкогольный синдром, умственная отсталость, шизофрения. Нужно рассказывать про сильные и слабые стороны разных диагнозов.

Например, объяснять, что из ребенка с шизофренией, совершенно не обязательно вырастет маньяк, который будет всех преследовать: ведь и аллергия имеет свои вспышки, и эпилепсия, – и шизофрения тоже. Какой-то период человек находится во вполне благоприятном состоянии. Или о том, что суицидально-алкогольный синдром может проявляться в агрессии, самоагрессии, и предложить родителям варианты грамотного реагирования на нее.

Особое внимание нужно уделить ресурсным особенностям мамы, физическим и психологическим.

Важно обсудить особенности общения с ребенком, стиль, скорость, темп (есть дети, с которыми надо разговаривать медленно, постоянно повторять слова и действия). Чтобы приемной маме было понятно: при всем желании хватит ли ей сил на вот этого ребенка. Необходимо проговорить компенсирующие моменты для мамы и папы, возможность отдыха, смены друг друга в уходе. Есть люди, психофизика которых просто не работает, если человек не имеет возможности выспаться или, например, побыть некоторое время один. А если ребенок таков, что требует внимания 20 часов в сутки – значит, это не ваш вариант.

– Бывает, что родители прошли ШПР, успешно справились с первыми сложностями, взяли ребенка, пожили вместе какое-то время, а потом поняли – не справляются. Как быть?

Приемный ребенок – это всегда риск. Гарантий, что «все будет хорошо», здесь никто никому не дает.

Моя личная позиция, не привязанная к другим психологам и к позиции центра, в котором я работаю: если человек понимает, что совсем не складывается, что это вредит его семье или кровным детям, а помощь службы сопровождения и специалистов не помогает, – лучше (несмотря на то, что это вторичная травматизация для ребенка) дать ему возможность найти «свою» семью, чем насиловать себя и его.

Я не считаю такие жертвы конструктивными.

Но это кардинальный вывод. А бывает, что это родители просто переживают обычные этапные трудности. И важно отличить одно от другого.

Есть общепринятые сроки адаптационных этапов: период острой адаптации длится 3 месяца. Весь процесс привыкания и встраивания ребенка в семью длится в течение года. Но и здесь все индивидуально: бывает так, что пока ребенок маленький, все хорошо, а к подростковому возрасту, например, у него обостряется шизофрения до такой степени, что приходится обращаться в ПНИ, и родитель понимает, что к этому совсем не готов.

Бывает всякое, и очень важно в таких случаях советоваться с органами опеки и попечительства, которые должны курировать семью в течение длительного времени. Нужно обязательно обратить внимание на то, чтобы в органах опеки была психологическая служба, принимающая участие в жизни семьи. Ведь именно специалисты этой службы должны «ловить» момент «крайней точки».

В третий раз повторюсь: приемным родителям, прежде всего, нужна грамотная сопроводительная помощь.

Полную версию интервью читайте на портале МИЛОСЕРДИЕ.RU

Поделиться в социальных сетях