г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

«Скажи мне, что мне сделать, чтобы ты узнал, чем бы тебе хотелось заниматься?»: репортаж о работе волонтерского проекта «Учеба дома»

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

«Скажи мне, что мне сделать, чтобы ты узнал, чем бы тебе хотелось заниматься?»: репортаж о работе волонтерского проекта «Учеба дома»

Мы живем в мире оценок, уровней, достижений. С экранов телевизоров, мониторов наших компьютеров, планшетов, телефонов, в школе, в институте, на работе тебе не забудут напомнить о важности достижения поставленных целей. И вот мы уже перестаем различать чьи цели мы достигаем с таким упорством, свои или чужие, чей замысел реализуем.

Многие из нас прекрасно помнят, как мы пришли в первый раз в первый класс, где «значимый взрослый» – наш первый учитель сказал: «Ребята, сейчас мы с вами будем учить…» И так много не заданных вопросов осталось внутри «Зачем учить? Почему, именно, это надо учить? Для чего?» В глубине души, я завидую ребятам с которыми занимается В.К.Зарецкий, потому что в детстве у меня не было такого консультанта, который имеет смелость сказать школьнику: «Чем ты хочешь сегодня заниматься? Давай мы будем заниматься тем, что интересно тебе». Консультативные занятия с ребятами, и это обязательное их условие проведения, строятся на основе сотрудничества консультанта и ребенка, ребенок на таких занятиях находится в субъектной позиции. В случае со школьниками 6-го класса школы 1576 на первых консультативных занятиях создавались условия для становления субъектной позиции детей, которая поддерживается на протяжение каждого консультативного занятия. Не важно какой деятельностью занимаются ребята, обсуждают замысел занятия с консультантом, формулируют правила русского языка, пишут диктант, проводят рефлексию их субъектная позиция сохраняется.

Создание условий для становления субъектной позиции к учебной деятельности у ребенка в ситуации оказания ему психолого-педагогической помощи со стороны взрослого – одна из ключевых задач в рефлексивно-деятельностном подходе. Отсутствие субъектной позиции у ребенка, превращение ученика из субъекта в объект, обрекает на провал усилия учителя. И становится не важным, как сильно педагог любит свой предмет, как сильно он им увлечен, как много он старается передать ребенку. Напрасно, мы рассказываем классу о важности и полезности предмета, который им предлагается сейчас изучить, не имеет значения сколько времени на уроке мы тратим на это время, для объекта, будь то человек, учебная парта, стол, это не представляет интереса. Если прислушаться к словам многих опытных учителей со стажем, что мы слышим: «Я полчаса трачу на объяснение того, зачем им этот предмет нужен!», «Я часами готовлюсь к занятию», «Я так сильно устаю после занятий, пытаясь «донести до них знания», а они опять не написали проверочную работу на должном уровне».

Интересное и нестандартное событие произошло на 10-ом занятии, где участвовали двое ребят. На вопрос «Чем ты хочешь заниматься?» они оба сказали: «Не знаю». Как поступить в этом случае, вернуться к директивным указаниям, начать объяснять, какой нужный для детей материал они сейчас изучают, навязать детям свой замысел изучения предмета, можно ещё очень сильно задуматься и задать себе вечный русский вопрос, уже много тысячелетий терзающий умы людей: «Что делать?»

Что удалось сделать В.К.Зарецкому, находившемуся по другую сторону монитора от детей, но после его одной фразы занятие продолжилось под лозунгом «Супер! Супер! Супер!». Я стала свидетелем того, как дети сами, и тут внимание, давайте затаим дыхание, попросили провести диктант на проверку знаний по изучаемому материалу. «Давайте напишем диктант на запятые!» – сказал один из ребят. «Да! Да! Нам надо записать по три предложения на прямую речь и речь косвенную», – поддержал его другой. На протяжении всего занятия мальчики увлеченно писали предложения, а один это делал на демонстрационном экране. Время занятия летело незаметно. Занятие, а это уже обычное дело, как это говорится «на одном дыхании». И, конечно же, рефлексия в конце консультации.

Рефлексия – становится неотъемлемой частью занятий. Ребята охотно делятся своими открытиями, познаниями. Их высказывания обретают правильную лексическую форму, они становятся осмысленными, продуманными. Ребята, проговаривая детально, чем они занимались на занятии, вырабатывают каждый свой способ действия, свой способ мышления. О чем и говорит их консультант В.К.Зарецкий: «На занятиях мы изучаем себя, свои способы мышления, свой потенциал».

P.S. Фраза, сказанная профессором кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии В.К.Зарецкий ребятам, которая послужила мощным толчком к проявлению субъектной творческой активности размещена выше.

Л.В.Судакова
3 курс, второе высшее образование

Поделиться в социальных сетях