Как мы к первокурсникам ходили: репортаж о работе волонтерского проекта «Учеба дома»
Интересное событие случилось у участников консультативных занятий с учениками 6-го класса школы 1576, мы ходили в гости к первокурсникам на семинар по курсу «Психолого-педагогическая помощь детям с трудностями в обучении», который проводили В.К.Зарецкий и М.М.Гордон. В этот семинар Виктор Кириллович встроил консультативное занятие по русскому языку с Сашей, первым из ребят занявшем субъектную позицию в группе «неуспевающих» школьников по русскому языку, предварительно на предыдущем занятии консультант предложил школьнику позаниматься русским языком на семинаре у первокурсников, и Саша согласился. В начале занятия на семинаре Саша подметил, что он тут подопытный. Очень волновался Саша, ведь за ним наблюдали двадцать внимательных пар глаз, но за Сашей ли эти глаза наблюдали?
Когда еще студенту первокурснику представится, такая замечательная возможность побывать на консультативном занятии Виктор Кирилловича с детьми, где наглядно можно видеть результативность действий консультанта, работающего в рефлексивно-деятельностном подходе?
В рефлексии после такого необычного семинара студент Юра Гаврилов отметил, что ему это было безумно интересно и, что сразу же после ознакомления и разбора схемы работы подхода, представленной В.К.Зарецким и М.М.Гордон, у него была возможность наблюдать работу подхода в действии. Юрий обратил внимание, что консультант с помощью рефлексивных вопросов помог ребенку озвучить свой замысел. Студентка Нина Ковцун очень переживала за Сашу, говорила, что школьника смущало присутствие других людей. Она заметила необычный вопрос Виктора Кирилловича к ребенку: «Скажи, что нужно сделать мне, чтобы…», – и возможно, как мне думается, постановка вопроса к ученику, работающему со своими трудностями, в такой форме, уже скоро станет народной, уйдет в массы, в другие подходы работы с детьми и взрослыми. И только несколько человек будут знать, как этот вопрос однажды родился…
А занятие это с Сашей действительно хорошее получилось, непродолжительное по времени (всего каких-то 40 минут), но результативное и полезное, как мне кажется, для всех его участников. Саша сегодня помощь в работе с трудностями получил двойную и от Виктора Кирилловича, и от Маргариты Михайловны, а студенты увидели наглядный пример слаженной работы двух грамотных консультантов, умеющих работать в одной команде. Это были один добрый консультант, а другой консультант – еще добрее…
Работали в эпицентре проблемы ребенка. Саша осмыслено совместно с помощниками намечал новый способ написания слов (существительных и наречий) с предлогами и приставками, во время рефлексии озвучил свой замысел на следующее занятие, дал консультанту домашнее задание, и удалился из чата домой, где его ждали родители, которые активно его поддерживают в этих занятиях. Помню, Саша только начал осваивать способ грамотного написания безударных гласных в словах, а его мама уже заметила, что Саша перестал бояться безударных гласных…
А задание на дом консультант получил, и как мне, кажется, не без помощи «хитрого» вопроса Виктора Кирилловича: «Скажи, что нам нужно подготовить дома для тебя на следующее занятие?»
P.S. Саша – мой герой. Смелый и отважный молодой человек. За месяц занятий он вырос, стал другим, стал взрослым. Много ли людей решится демонстрировать открыто свои трудности и ошибки в учебной (либо в какой-то другой) деятельности? А он решился работать со своими трудностями в присутствии незнакомых людей. И победил… Снова победил…
Л.В.Судакова
3 курс, второе высшее образование