Лебединая верность…: репортаж о работе волонтерского проекта «Учеба дома»
Как-то на днях меня спросили:
– А разве летом занимаются русским языком?
– Да, занимаются, есть такие странные люди.
– А кто инициатор занятий? Виктор Кириллович?
– Нет, Саша…
Мы пишем диктант для 8-го класса «Лебединая верность», у хитрого Виктора Кирилловича диктанта для других (более младших) классов нет. Удивительно то, что никого в группе любителей русского языка не смутило, что диктант для 8-го класса пишут шестиклассник Саша и третьеклассница Настя. Но при работе средствами рефлексивно-деятельностного подхода с учебными трудностями и такое возможно.
«Саш, ты готов к диктанту?» – спрашивает В.К.Зарецкий смелого школьника: «Готов», – отвечает Саша, ученик 6-го класса школы 1576, у которого два месяца назад была твердая «двойка» по русскому языку, и который два месяца назад боялся безударных гласных в корне слова. И вот в рефлексии после пятидесятого консультативного занятия он сообщил консультанту: «Хорошее занятие сегодня было. Сделали способ. Проработали его. Наконец-то закончили работу над ним, и можем писать диктант. Это были долгие рабочие дни, и наконец-то они закончились».
Не боится писать диктант и Настя, ученица 3-го класса, только она очень переживает, что не успеет быстро написать слова, отстанет от взрослых в группе. Да, в нашей компании опять прибыло, у нас появилась прекрасная Настя, робкая и застенчивая. Девочка присоединилась к занятиям и сразу же включилась в работу по поиску опасных мест, не все опасные места в словах в предложении удается найти, но она не расстраивается, пробует, старается не отставать от Саши и взрослых участников консультативного занятия. Она уже знает, что такое рефлексия, шёпотом репетирует, что скажет, старательно проговаривает каждое слово, рассказывая Виктору Кирилловичу, что было интересного на занятии, что узнала нового, с чем справилась сама, в чем ей помогли.
Саша оживился с приходом новой участницы, устанавливает контакт, настроен на сотрудничество (пишу эти строки и вспоминаю «Маленького принца», вот уж эти взрослые, им интересны только цифры… или векторы развития субъекта в учебной деятельности), надоели уже эти взрослые, сколько можно с ними соревноваться в знаниях по русскому языку, да и конкурентов ему среди взрослых нет, только разве что Виктор Кириллович. Но Виктор Кириллович дал Саше «фору» в два дня в написании карточек на правила русского языка, а значит Саша успеет подготовиться к встрече с сильным противником, нет причин для беспокойства.
Почему дети не боятся писать диктант повышенной сложности? Почему им не страшно совершить ошибку? Обычно же за ошибки ругают, и их, ошибки, надо бояться. Но в рефлексивно-деятельностном подходе трудность в обучении рассматривается как ресурс для развития, и не только в учебной деятельности, но и в других сферах жизни ребенка (эмоциональной, поведенческой, когнитивной). Ошибки, которые будут у ребят в диктанте, позволят скоординировать работу консультанта в работе над учебными трудностями, сузят поле совместной работы взрослого и ребенка, позволят им сконцентрироваться над решением выявленной проблемы в обучении в зоне ближайшего развития, там, где работа для ученика сложна и трудна, но справиться с ней и понять её, он сможет с помощью взрослого.
Но третьеклассница и шестиклассник на занятии пишут диктант для 8-го класса? У них одинаковые зоны ближайшего развития? В чем подвох?
С первой половиной диктанта справились все участники консультативных занятий, кроме Виктор Кирилловича, он был за «главного» и диктовал текст. С монитора экрана на нас смотрели довольные ребята, еще есть трудности у каждого из них, и они об этом знают, им есть над чем поработать на консультативных занятиях, впереди еще так много нового и интересного…
Л.В.Судакова
3 курс, второе высшее образование