г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

Студентка факультета София Давыдович прошла стажировку в Университете Роскилле (Дания)

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

Студентка факультета София Давыдович прошла стажировку в Университете Роскилле (Дания)

Студентка 3 курса по направлению «Психология» София Давыдович в весеннем семестре 2019-2020 учебного года прошла стажировку в Университете Роскилле (Дания).

Своими впечатлениями она поделилась с читателями нашего сайта.

В прошлом году во время моего обучения на 2 курсе, я поехала учиться в Университет Роскилле, о котором мне летом 2019 года рассказала моя научная руководительница, Бусыгина Наталия Петровна. Я очень была благодарна ей за то предложение попробовать подать свои документы, которое в итоге завершилось увлекательным обучением в другой стране в весеннем семестре 2020 года.

Роскилльский университет (RUC), в котором я обучалась по программе обмена Erasmus+, довольно молодой и был основан в 1972 году, изначально задумывался как альтернатива датским университетам, где проходили разные студенческие восстания в конце 60-х. Уже тогда он отличался своим либеральным образованием, где фокус с традиционных лекций сместился на методы и проекты, ориентированные на группу, а не на традиционные экзамены. Сейчас же такой формат работ признан академическим. Кроме того, в концепции RUC очень ценится междисциплинарность. Например, психологию там могут изучать и те, кто занимаются разработкой детекторов лиц на направлении «Информационные технологии», так и те, кто изучает бизнес, международные отношения или журналистику, то есть соединяют разные направления в своих учебных планах.

Про широкий взгляд на вещи и хюгге

Программа, на которой я училась, называлась «Социальная психология повседневной жизни». Все дисциплины были посвящены изучению социальной психологии с точки зрения людей, которые вовлекаются в различные социальные контексты, взаимодействуя с другими в различных культурах и обществах.

На одной из дисциплин мы изучали вопрос субъективности в дискурсах детского обучения, семейной жизни, этнической принадлежности и власти. Здесь преподаватель неоднократно упоминал Л.С. Выготского, и мне было очень приятно, что в RUC, далеко от России, к нему относятся с трепетом. Другая дисциплина содержала тематический обзор психологии развития, психологии личности и социальной психологии. Мы познакомились с различными теоретическими и методологическими проблемами, связанными с этими областями науки, и рассматривали их применительно к конкретным социальным контекстам. На этом предмете мы обсуждали культурные и психологические эффекты глобализации в связи с неолиберальным капитализмом, тенденцией к культурной гомогенизации, навязыванием доминирующих идей «глобального севера» и, как следствие, растущим неравенством в психосоциальной динамике. Опираясь на различные источники, мы уделяли внимание обсуждению того, что человечность людей и их коллективные усилия по решению глобальных проблем, таких как миграция, изменения в семейной жизни и характере трудовых отношений, проблемы психического здоровья – важные ресурсы для гармоничного развития общества. Я была впечатлена тем, как широко можно смотреть на психологические проблемы именно в связи с конкретным контекстом происходящих событий.

Также был еще предмет, на котором мы знакомились с ключевыми аспектами применения специфических психологических методов исследования как в качественных, так и в количественных эмпирических исследованиях. Основное внимание мы уделяли иллюстрации взаимосвязи между конкретным методом исследования и его эпистемологической основой на примерах, взятых из исследовательской практики. Пары проходили в формате семинарских занятий, где мы обсуждали различные статьи, выступали с докладами и сдавали собственные отклики на то, что происходило в процессе (рефлексивные дневники). Здесь мне удалось лучше узнать о специфике качественных исследований, на что я опиралась при выполнении проекта, о котором расскажу далее. Этот формат обучения составлял 50% обучения.

В самом университете царила располагающая к обучению атмосфера, потому что он находится в пригородном городке Trekroner, который очень похож на деревню. Небольшие домишки, пару магазинов и кафе, поле, где паслись яки, лошади и козы, а также озера, над которым парили чайки. В разных корпусах были кухни, где можно было покушать и заварить себе кофе после занятий. Библиотека была большая и светлая за счет панорамных окон с разными зонами, где можно работать группами либо за столами, либо просто сидя на диванах: кому, как удобнее! Больше всего я удивилась гамакам и высоким растениям, похожим на деревья, прямо в библиотеке. В целом, можно было себе найти лавочку прямо на территории университета (а она довольно большая) и почитать статью, глядя на плавающих лебедей. Никто никуда не торопился и хотелось продлить этот момент немного подольше. Уют, спокойствие и развитие – так бы я описала это место. Такими же были и преподаватели, которые вдохновляли и всегда были открыты к осуждению совершенно разных и противоречивых вопросов. Особенно ценно было для меня напоминание одного из педагогов о том, что нужно выбрать именно ту тему для проекта, которая мне личностна значима!

Про проектную деятельность и культурный обмен

Другая половина обучения была посвящена проектной работе, а именно проведению качественного исследования. Поэтому в начале семестра в течение двух дней был организован процесс формирования групп на основе «брэйншторма» интересов студентов, где каждый мог высказаться о тематиках, которые его зажигают, и соотнести их с мнениями других студентов. После того, как мы разделились на группы, был произведен выбор научного руководителя в соответствии с заявленной темой работ.

Я очень рада, что нашла своих единомышленников, с которыми мы провели аутоэтнографическое исследование о фундаментальных мотивациях молодых людей использовать социальную сеть Инстаграм. Формат проектной работы в университете не ограничивал нас строгими рамками развития самого исследования (мы могли выбрать любое направление). При этом все равно была определенная академическая структура его выполнения. Моими членами группы были кореянка и немка, которые до этого не обучались на факультете психологического консультирования. Так, девушка из Сеула приехала по обмену, как и я, и там она обучается на программе «Нейропсихология». А девушка из Германии является студенткой Университете Роскилле на программе «Гуманитарные науки», где в один из семестров входит изучение психологии. Поэтому в нашем взаимодействии мы не только совершали культурный обмен, так как собирались вместе, готовили нашу традиционную еду и общались о жизни, но и обменивались нашими позициями с точки зрения того образования, которое мы уже получили раннее. Это дало возможность взглянуть на наше исследование «не замыленным» взглядом. У нас было несколько онлайн встреч с супервизором (тогда как раз начался карантин), где она выступала в роли фасилитатора, который не давал четких инструкций для выполнения работы. Сначала это вызывало у меня сопротивление, но после я поняла достоинство такого формата взаимодействия с научным руководителем, это раскрыло мои границы.

Помимо того, что я впервые готовила исследовательскую работу по психологии на иностранном языке, данный проект научил меня разрешать различные конфликтные ситуации в группе, потому что не всегда работа шла гладко из-за наших индивидуальных особенностей и культурных различий. Мы учились договариваться, распределять силы и относиться к друг другу с пониманием в случае возникновения трудностей. К счастью, все завершилось хорошо и на очной защите, где присутствовал наш научный руководитель и преподаватель из стороннего университета, все получилось! Мы выступали с индивидуальными докладами по проекту, которые не касались того, что написано в работе, а после участвовали в обсуждении по нему.

Ценность датского опыта

Поездка в Данию дала мне возможность прочувствовать, какими разными и интересными могут быть исследования по психологии. И не только по психологии, ведь все ребята других специальностей, с которыми я общалась, работали над проектами, которые действительно их волновали. К тому же, еще никогда я не находилась в такой среде, где столько студентов с разных стран влияли бы на мое отношение к обучению, к другим, к жизни и к себе. Я нашла друзей из разных уголков мира, с которыми рада поддерживать связь по сей день. Несмотря на карантин, мы встречались за ужинами или вместе работали над проектами, собираясь небольшими группками, поэтому я не почувствовала себя сильно изолированной от общества и все это время провела в умиротворенном спокойствии и обучении. Весной даже удалось немного попутешествовать, когда начали смягчать ограничения. Это время пролетело незаметно, но очень много мне дало как в личностном плане, так и в отношении понимания направления моего будущего развития как психолога.

Благодарности

От всей души хочу поблагодарить руководство МГППУ, сотрудников нашего факультета и международного отдела, которые были причастны к моему процессу обучения в Дании. Ведь осуществилась давняя мечта, которая принесла в мою жизнь что-то особенное!

Поделиться в социальных сетях