г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

«Внутренние тренеры в ВУЗах — путь повышения эффективности подготовки специалистов» — статья профессора Е.В. Лавринович в журнале «Управление персоналом»

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

«Внутренние тренеры в ВУЗах — путь повышения эффективности подготовки специалистов» — статья профессора Е.В. Лавринович в журнале «Управление персоналом»

В журнале «Управление персоналом» (№14, 2023 год) опубликована статья заведующей кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии, профессора Елены Васильевны Лавринович.

В последнее время в сфере образования происходит активное повышение интереса к двум важным направлениям его развития. А именно, к дальнейшему широкому внедрению в образовательный процесс активных форм обучения в ВУЗах, а также к необходимости расширения и усиления внеучебной работы, внеучебного воспитательного взаимодействия со студентами.

И в том, и в другом направлении развития образования очень часто используются те или иные формы групповой работы. От сотрудников ВУЗов, использующих групповые мероприятия, для их успешного ведения требуются развитые навыки установления контакта с участниками групп и участников между собой, умение сплачивать членов группы для эффективной совместной работы, навыки мотивирования участников для учебной и другой совместной деятельности, создание условий в группе для активной поисковой, познавательной деятельности, деятельности по самоопределению и выработке решений, умение «выводить» группу из конфликтных ситуаций, которые всегда могут возникать в групповой работе, а также умение при необходимости проводить психологические тренинги.

Однако, как показывает практика, преподаватели ВУЗов далеко не всегда имеют соответствующую квалификацию для проведения занятий с использованием активных методов обучения, навыки, необходимые для ведения групп и проведения тренингов.

Для обучения этим навыкам была разработана специальная программа повышения квалификации «Искусство групповой работы: тренинг тренеров и ведущих групп». В основу этой программы повышения квалификации был положен многолетний опыт ведения групповой работы и психологических тренингов.

Основой программы является представление о том, что проведение группы будет успешным, если ведущими группы и/или психологических тренингов последовательно, поэтапно будут решены четыре ключевые задачи. А именно:

  • Создание из присутствующих участников работоспособной группы
  • Создание в группе мотивации для совместной работы или обучения
  • Правильной организации обучения участников и/или их совместной деятельности для достижения группой желаемых результатов
  • Правильное завершение группы.

Каждый из этих этапов является необходимым. Этапы должны выполняться в указанной последовательности, т.к. каждый из этапов предполагает решение целого ряда психологических задач, необходимых для совместной деятельности и обучения участников. И открывает возможность решения задач следующего этапа.

Ключевой задачей первого этапа, который в вышеуказанной программе называется этап создания работоспособной группы, является налаживание контакта между участниками и обеспечение возможности их совместной работы в группе. Этот этап является особенно важным для ситуаций, когда собираются новые группы или участники первоначально не имеют четко выраженной мотивации для работы в группе (по разным причинам).

Использование активных форм обучения, ведение воспитательной работы в группах или психологических тренингов предполагает, как мы отмечали ранее, умение участников активно взаимодействовать друг с другом и с преподавателем / ведущим / тренером, обмениваться мнениями, выслушивать друг друга, совместно принимать решения. Собственно на этой основе и строится повышение эффективности работы в группе, поскольку участники являются активными субъектами присвоения знаний, анализа и выработки решений, а не пассивными слушателями.

Результатом этого этапа при его правильном проведении должно быть возникновение группы как единого целого, способного к самостоятельной активной деятельности под руководством тренера или ведущего группы, когда у участников налаживается контакт и взаимодействие друг с другом. Без решения этой задачи дальнейшая работа группы фактически является либо малопродуктивной, либо вообще невозможной.

Когда участники сплочены в единую группу, способную действовать самостоятельно под руководством ведущего, следующей его психологической задачей является создание в группе мотивации к обучению и/или изменениям, концентрация, фокусирование участников на достижении в процессе совместной работы конкретной цели или обучения конкретным навыкам и умениям.

Каждый участник группы, приходя на встречу или на занятие, разумеется, имеет определенную мотивацию и в той или иной степени конкретные цели. Кстати, как показывает практика чаще достаточно неконкретные, и очень часто без понимания своих критериев, которые указывали бы ему на то, что цель достигнута.

Выполнение ряда специальных упражнений и техник на этом этапе позволяет привести группу и ее участников к точной формулировке того результата, который они хотели бы получить по окончанию обучения или совместной работы. Формулирование четкого и конкретного результата, к которому хотели бы прийти участники группы, как известно, само по себе является очень мощным мотивирующим фактором.

Таким образом, к моменту проведения третьего этапа работы с группой она оказывается способна к совместной активной деятельности, имеет понимание своих целей и мотивацию для их достижения. Иными словами, группа готова к обучению или проведению изменений в своей деятельности.

Третий этап – это собственно проведение обучения участников в групповом формате или желательных для группы мероприятий. Первоначальной задачей тренера на этом этапе при работе группы в «режиме» обучения является контроль правильности выполнения изучаемого навыка участниками группы, а в дальнейшем организация отработки изучаемого навыка до того «состояния», чтобы участники могли с его помощью решать социальные задачи. Если группа работает в формате совместного достижения тех или иных целей, то задачей ведущего является контроль групповых процессов и управления ими, чтобы группа смогла прийти к желаемому результату.

Именно такой формат проведения групповых занятий и позволяет в полной мере реализовать идеологию и технологии активного обучения и совместной продуктивной деятельности, когда участники групп самостоятельно под руководством ведущих достигают значимых для себя результатов, овладевают необходимыми знаниями и навыками.

Последним и психологически обязательным этапом в работе с группой является этап ее завершения. На этом этапе группа вместе с ведущим подводит итоги своей работы, определяет, каких именно результатов ей удалось добиться. Но также и «завершает» отношения в группе, что позволяет участникам группы сохранить позитивные воспоминание о работе в группе и готовность к продолжению работы в групповом формате.

Краткое изложение программы «Искусство групповой работы: тренинг тренеров и ведущих группы» показывает, что она позволяет участникам программы сформировать навыки, необходимые для успешного управления группой для проведения обучения в активном формате, а также успешно проводить внеучебные групповые мероприятия. Поскольку в процессе обучение участники на практике в различных упражнениях отрабатывают все необходимые умения (а не только получают о них информацию), программа позволяет реально сформировать умения, необходимые для активной групповой работы.

В последние несколько лет проявилась новая тенденция –в программе стали активно участвовать преподаватели ВУЗов Москвы и других городов России с задачей овладеть умениями управления группой, ведущего и тренера с целью в дальнейшем стать внутренними тренерами в этих учебных заведениях.

Данный формат организации обучения и работы с персоналом – подготовка внутренних тренеров — является распространённой практикой во многих крупных организациях. Однако в вузовском образовании такой формат до настоящего времени активно не применялся. Вместе с тем, по нашему мнению, с учетом дефицита на рынке труда квалифицированных кадров такой формат развития образования, когда один или несколько преподавателей ВУЗа проходят длительный курс подготовки к ведению групп или проведению тренингов, а в дальнейшем не только сами начинают внедрять активные формы обучения в образовательный процесс, но и проводить внутренние тематические тренинги и другие формы групповой внеучебной просветительской и воспитательной работы со студентами и преподавателями в ВУЗе, является очень перспективным.

При дополнении этой системы поддержкой в виде дистанционной или очной супервизии работа ряда преподавателей как внутренних тренеров ВУЗов с нашей точки зрения является исключительно перспективной. Тем более что такой подход еще является и экономически очень выгодным, т.к. оплачивается дорогостоящие длительные курсы только для нескольких преподавателей, а остальные получают повышение квалификации «из рук» внутренних тренеров.

Программа повышения квалификации «Искусство групповой работы: тренинг тренеров и ведущих групп» реализуется на нашем факультете. Начало обучения следующего потока — 10 ноября 2023 г. (открыт набор!). Подробности и регистрация
Поделиться в социальных сетях