г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

«От физики к психологии и театру» — редакторы студенческого издания МГУ «Журналист» пообщались с выпускником МГУ, профессором В.К. Зарецким о его пути в профессию

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

«От физики к психологии и театру» — редакторы студенческого издания МГУ «Журналист» пообщались с выпускником МГУ, профессором В.К. Зарецким о его пути в профессию

Редакция «Журналиста» пообщалась с выпускником психологического факультета МГУ, а сейчас профессором МГППУ Виктором Зарецким. В школьные годы он мечтал стать физиком, но в итоге выбрал психологию. Интересы героя переросли в профессиональные, и сейчас он занимается театральными постановками с детьми с особенностями развития.

Почему Вы пошли на психфак?

– Это очень долгая и интересная история, которая уходит корнями в то время, когда мы с Таней Алексеевой (Доцент кафедры цифровой журналистики. – Прим.ред.) учились в одном классе в гуманитарной школе. Я мечтал стать физиком, потому что мне нравились книга и фильм «Иду на грозу». Играли там главных героев Лановой и Ивашов, два таких записных красавца. И, конечно, я хотел быть, как они.

Я читал журнал «Микромир», на столе у меня лежала книга «Теория относительности» 1938 года издания, но я ничего не понимал даже в школьном учебнике. В механике я еще более-менее разбирался, а вот на электричестве поломался окончательно. В конце 10 класса перед поступлением я загрустил, потому что понимал, что поступить на физтех нереально. И тогда я начал размышлять о том, что такое вообще способности, талант и к какой категории я отношусь.

Я считался технарем, потому что я был практически лучший по математике в классе, у меня была стабильная пятерка по химии. Но история, география мне были совершенно не интересны, а физика просто недоступна. Мне страшно понравилась идея из книги Михаила Анчарова «Сода-Солнце» про то, что творческие задатки – это родовая способность человека, и его творческий потенциал не ограничен, но вопрос в том, как его себе открыть. Эта книга ставила вопрос о таланте с практической точки зрения. В тот момент я открыл газету «Московский комсомолец» и увидел объявление о дне открытых дверей на факультете психологии МГУ. А я как раз думал, какая наука может заниматься талантами и понял, что это психология. Я пошел и поступил.

Вы нашли ответ на вопрос про талант?

– Да, я уже нашел ответ: талантливы абсолютно все. Все люди имеют неограниченные возможности развития, поэтому тут вопрос просто в том, для кого какие условия создаются. Талант – это способность творить.

А кто такой профессионал?

– Профессионал – это человек, который может сделать все, что нужно сделать, в любые сроки, в любых обстоятельствах. Вопрос только один: надо это делать или нет? На это профессионал ответить не может.

Почему Вы вообще увлеклись театром?

– Я занимался образованием, организацией образования детей с особенностями развития. Эта деятельность плавно переросла в театр. Я считаю, что творчество будет способствовать развитию – одна моя магистрантка даже делала с ними рисованные мультфильмы. И первый спектакль был написан вместе с детьми, половину его представляли рисованные мультфильмы. «Балаганчик» был уже второй спектакль и показал, что это не самодеятельность детей-сирот, это серьезное постановка. А «Кот Мур» – это как раз столкновение социального низменного и экзистенциального высокого.

А почему Вы изначально решили заниматься с «трудными детьми»?

– В 90-е годы, когда мы стали работать в образовании с инновационными проектами, направленными на решение разнообразных проблем и перестройку вообще всей системы, мы обнаружили, что существует официальный диагноз «необучаемые дети». До 99-го года он существовал и это меня, честно говоря, возмутило, потому что я считаю, что любой человек обучаем и обладает неограниченными возможностями. Мы стали проводить конференции, находить людей, которые работали с детьми, проводить летние школы, показывать, в том числе учителям, что они могут обучать таких детей. Нам однажды привезли ребят, которые не говорили, а после нашей школы заговорили.

Расскажите про фонд, с которым Вы работаете.

– Вот это фонд «Дети.мск.ру», который создали в 89-м году. К сожалению, так часто получается, что сироты никому не нужны. Больные дети нужны своим родителям, а о сиротах не думает никто. Этот фонд предложил организовать лечение для ребят. Он создан врачами, и они сами стали разыскивать больных детей по всей России. Их забирали, организовывали лечение, привлекая, так сказать, силы всего мира, даже если диагноз был безнадежным. И вот в 2012 году фонд поставил задачу создать социальные лифты для таких детей. Так я туда попал.

Я со школьных лет люблю гитару, до сих пор пою и сочиняю сам, но это «бардовское» время безнадежно уходит. Я очень хочу, чтобы многие добрые дела, в том числе и наш маленький театр, помогали тем, кто в этом нуждается. Добро не может выйти из моды!

Поделиться в социальных сетях