г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

Венгер Александр Леонидович

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

Доктор психологических наук, профессор кафедры детской и семейной психотерапии

 

Ученая степень: доктор психологических наук

Ученое звание: старший научный сотрудник

Стаж научно-педагогической деятельности: с 1972 год

Образование: Окончил психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова (1972)

Дополнительное образование

  • курсы по психокоррекции и динамическим методам диагностики (1991-1992, Институт Адасса-ВИЦО-Канада, г. Иерусалим)
  • курсы повышения квалификации по психиатрии и психотерапии (2003, РМАПО)
  • Программа повышения квалификации «Навигация, консультирование родителей, воспитывающих детей с разными образовательными потребностями и оказание им информационно-методической помощи (обучение специалистов организаций, оказывающих услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи и реализующих информационно-просветительскую поддержку родителей)» (10-21.02.2020, Ин-т коррекционной педагогики РАО)
  • Обучение по программе «Работа с психопатологией в паре в гештальт-подходе» под руководством Маргериты Спаниоло Лобб, 10.03.2019-26.05.2020, 72 ч., Общество практикующих психологов «Гештальт-подход», Москва

Профессиональная деятельность

  • Более 30 лет ведет практическую работу в области психокоррекции, психологического консультирования, психодиагностики, совмещая ее с научной и преподавательской деятельностью, проводя обучающие занятия, семинары и тренинги.
  • Осуществляет супервизию и научное руководство диссертационными работами.
  • Автор более 120 печатных работ, в т.ч. 13 книг: «Домашняя школа мышления», «На что жалуетесь?», «Психологическое консультирование и диагностика», «Психологическое обследование младших школьников», «Психологические рисуночные тесты» и др. А.Л. Венгер известен не только в нашей стране, но и за рубежом. Его книги и статьи переведены на английский, немецкий, испанский и др. языки (25 публикаций на иностранных языках).
  • Неоднократно участвовал в международных конгрессах и конференциях.

Награды, премии, звания:  Наградной крест «Защитнику отечества» II степени за работу по психологической реабилитации жертв массовых катастроф; Памятная медаль МАРО «За особые заслуги в развивающем обучении», лауреат конкурса «Золотая Психея» (2014, 2015)

Проекты:

  • 1988–1989: психологическая реабилитация жертв землетрясения в г. Спитак.
  • 1992: психологическая помощь детям и подросткам, находящимся в стрессовом состоянии в связи с ракетными обстрелами Израиля Ираком (Иерусалим, Тель-Авив, Рамат-Ган; Израиль).
  • 1990–1998: психологическая реабилитация детей и подростков, пострадавших в результате террористических актов (Израиль).
  • 2002: психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в результате теракта в московском театре «Норд-ост».
  • 2004: психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в результате катастрофы в московском аквапарке «Трансвааль».
  • 2004, 14.09 – 27.09: психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в результате теракта в школе №1 г. Беслан.

Учебные дисциплины

  • Психотерапия стрессовых и постстрессовых состояний у детей и подростков (магистратура)

Публикации

  • Венгер А.Л. Психотерапия:  западная теория и российская практика. // Консультативная психология и психотерапия. 2004. № 1. С. 5–17.
  • Венгер А.Л. Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях (на опыте работы с жертвами террористического акта в Беслане) // Консультативная психология и психотерапия. 2006. № 1.
  • Венгер А.Л. Групповой тренинг с одаренными подростками // Консультативная психология и психотерапия. 2006. № 2.
  • Венгер А.Л., Морозова Е.И. Психологическая помощь детям и подросткам после бесланской трагедии. – Владимир: Транзит-ИКС, 2009. – 150 с.
  • Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.: Дрофа, 2010. – 397 с.
  • Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. – М.: ОИРО, 2010. – 432 с.
  • Венгер А.Л., Морозова Е.И. Экстренная психологи­ческая помощь детям и подросткам. – М: ВНИИгеосистем, 2011. – 172 с.
  • Венгер А.Л., Морозова Е.И. Культурно-историческая психотерапия. // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2012, № 3, c. 1-19. // http://www.psyanima.ru/journal/
  • Ранние этапы онтогенеза психики. // У истоков развития. Сборник научных статей / Под ред. Л.Ф. Обуховой, И.А. Котляр. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. – С. 33-49.
  • Венгер А.Л., Гребенюкова А.С. Коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний у младших школьников // Психологический журнал Международного университета природы общества и человека «Дубна». – 2013. – № 4. – С. 1-11 / http://www.psyanima.ru/journal/2013/4/2013n4a1/2013n4a1.pdf
  • Венгер А.Л. Психологические синдромы: подходы к построению содержательной диагностики развития. // Культурно-историческая психология. – 2014. –  №1. – С. 20-25. 
  • Венгер А.Л. Психологические типы детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. – 2014. –  №3. – С. 37-45. 
  • Venger A., Morozova E. Cultural-historical psychotherapy. // The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology / ed. by A. Yasnitsky, R. van der Veer, M. Ferrari. – Cambridge University Press, 2014. – Pp. 403-422
  • Венгер А.Л. Задачи психологической помощи тяжело больному ребенку и его родителям // Культурно-историческая психология, 2016. Том 12, № 1. С. 56–65
  • Венгер А.Л Психолого-педагогическая служба п педиатрии //Альманах Института коррекционной педагогики. 2017. № 31. С. 25-32.
  • Венгер А.Л. К выходу в свет трех томов тематического собрания сочинений В.П. Зинченко (1931—2014) // Культурно-историческая психология, 2019. Том 15, № 1. С. 129–136
  • Венгер А.Л., Тяпкина М.В. Тревога перед публичным выступлением у студентов в начале и в конце обучения в университете //Вестник государственного университета Дубна. Серия: Науки о человеке и обществе. 2019. Т. 1. № 1. С. 13-24.
  • Клиническая психология развития. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Учебник и практикум / Москва, 2020. Сер. 76 Высшее образование (1-е изд.)
  • TYPICAL REACTIONS TO THE DISEASE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS SUFFERING FROM RHEUMATIC DISEASES OF VARIOUS SEVERITY //Buslaeva A., Venger A. /В книге: XVI EUROPEAN CONGRESS OF PSYCHOLOGY. 2019. С. 1330.