О чем говорят взрослые…: репортаж о работе волонтерского проекта «Учеба дома»
Довольный и веселый, с кучей карточек по русскому языку, ножницами и картоном в руках, Саша, ученик 6-го класса школы 1576, ввалился на учебный семинар к первокурсникам, у которых мы были месяц назад, и тогда, он чувствовал себя «подопытным». Теперь это было другое занятие, это были другие мы, участники консультативных занятий по русскому языку, оставившие позади двадцать консультативных занятий, насыщенных событиями, окрашенных положительными эмоциями, это были другие студенты, уже прослушавшие курс по психолого-педагогической помощи в преодолении учебных трудностей, это был другой Саша. Он не был скован, зажат, расслабленно сидел за своим столом с включенной камерой, и успевал переделать «кучу дел» одновременно: искал опасные места в предложении, делал карточки по русскому языку с правилами из учебника для 6-го класса, при этом бурно выражал недовольство тем, что очень мало правил в учебнике, и вообще они уже все закончились: «Дайте мне еще правил!» – требовал Саша у Виктора Кирилловича и у других взрослых.
Карточки он начал делать после юбилейного сорокового консультативного занятия, которое отметили переходом на новый вариант поиска опасных мест в словах. Виктор Кириллович Зарецкий предложил искать опасные места в уме, и мы не смогли ему отказать, «заскрипели мозгами», начали «закатывать глаза в потолок», загибать пальцы, шепотом повторять слова из предложений в 7-9 слов. Саша неожиданно ошибся в написании опасного места в слове на правило про «чу-щу». Нелепая ошибка подтолкнула его к созданию карточек на правила русского языка. Виктор Кириллович уже много раз рассказывал нам, как ребята в Летней школе [2] делали карточки на правила русского языка, а потом в них играли, овладевая правилами и обучаясь грамотно эти правила применять. Теперь Саша тоже делает карточки, делает увлеченно, с азартом, просит нас, взрослых, играть с ним в «языка». И мы играем, пытаемся угадать правила, спрятанные в его карточках. Взрослых в команде пять человек, а Саша уверенно играет один против всех, у него уже сорок две карточки.
Занятие у студентов заканчивается, и в рефлексии они отмечают, что «субъектная позиция ребенка сильно продвинулась», идет передвижение по «векторному полю», что уровень «контакта» высокий и «вовлеченность ученика в деятельность» большая. А еще говорят, что им интересно «прочувствовать» другой подход к обучению, увидеть, как с помощью игры можно учить правила, изменилось у них представление о процессе, вернее расширилось, многое прояснилось, что они сегодня увидели пространство общения, где люди друг другу доверяют, движутся в одном темпе. Обсуждают рефлексивно-деятельностный подход, говорят про сотрудничество ребенка и взрослого, про субъектную позицию ученика, про зону ближайшего развития [1].
Послушал Саша внимательно рефлексию студентов и понял, что в работе с ним консультант и другие участники используют какие-то хитрые рефлексивные вопросы, с помощью которых руководят его действиями, и выдал заключение:
– Я, в следующий раз, не буду вестись на ваши рефлексивные вопросы.
– Саш, у нас все вопросы рефлексивные, проще в нашей речи выделить не рефлексивные вопросы. У нас таких очень мало, – отвечает ему Маргарита Михайловна Гордон.
Саша доволен, он вырезает карточки, учит русский язык, дружит со взрослыми, знает, что они говорят в рефлексии, вот только правил по русскому языку мало в учебнике для шестого класса…
Л.В.Судакова
3 курс, второе высшее образование
Литература:
1. Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В. Опыт оказания психолого-педагогической помощи средствами рефлексивно-деятельностного подхода: случай Дениса Г. [Электронный ресурс] // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 2. С. 142–156. doi:10.17759/cpp.2015230209
2. Постоянно действующий Всероссийский вебинар в помощь родителям и учителям «Учеба дома: как оказывать ребенку помощь, способствующую развитию». Фильм про Летнюю школу. [Электронный ресурс]. URL: https://rospsy.ru/node/416 (дата обращения: 30.05.2020).