г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

Сороков Дмитрий Георгиевич

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

Кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии

 

Ученая степень: кандидат психологических наук (1994)

Ученое звание: доцент по кафедре индивидуальной и групповой психотерапии, 2010 год

Стаж научно-педагогической деятельности: с 1994 года

Стаж педагогической деятельности: с 1986 года

Образование

  • 1986: Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина. Квалификация «Химик».
  • 1990: Московский государственный педагогический университет им. В.И.Ленина. Квалификация «Практический психолог в системе народного образования»
  • 1993: Аспирантура Московского педагогического государственного университета. Квалификация «Педагог-исследователь»

Дополнительное образование

  • 2024 (22-26 января), ООО «Юрайт-Академия»: «Личностно-ориентированное цифровое образование. Базовый курс» (72 часа)
  • 2021: (21-25 июня), ООО «Юрайт-Академия»: «Цифровое обучение: методики, практики, инструменты» (72 часа)
  • 2020: (10-12 декабря), АНО ДПО «Международная педагогическая академия дошкольного образования»: «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (72 часа)
  • 2020: Оказание первой помощи в образовательных организациях (16 час., ООО «Хелметс», г. Санкт-Петербург)
  • 2020: Семинар по аналитической системе SCIVAL (ВВЕДЕНИЕ), МГППУ, 8 часов
  • 2020: Как создать онлайн-курс, Теплица социальных технологий, 8 часов
  • 2019: АНО ДПО «Международная педагогическая академия дошкольного образования»: «Современный детский сад. Новые подходы и технологии в условиях ФГОС» (72 часа)
  • 2018: ФГБОУ ВО МГППУ: «Создание электронных учебных комплексов в системе MOODLE» (72 часа)
  • 2011: лаборатория «Гуманитарные технологии» п/р проф. А.Г. Шмелева: «Конструирование и применение тестов знаний в системе мониторинга качества образования в ВУЗе» (72 часа);
  • 2008: университет REN-2: «Истерия в свете Семинара XVII Жака Лакана»;
  • 2005: МГППУ: «Пакет программного управления проектами»;
  • 1998 – 2000; 1991 – 1993: Центр психологии и психотерапии: мастерская по психологическому консультированию и психотерапии Ф.Е. Василюка.

Награды

  • 2023: почетная грамота Министерства просвещения РФ за многолетний добросовестный труд и значительные заслуги в сфере образования
  • 2019: почетный знак ФГБОУ ВО МГППУ «Серебряная ПСИ» за заслуги в развитии университета
  • 2017почетный знак ФГБОУ ВО МГППУ «ПСИ»
  • 2017грамота Департамента образования города Москвы «За результативную плодотворную работу в системе столичного образования, значительный вклад в подготовку квалифицированных кадров для образовательных организаций города Москвы»
  • 2014медаль им. Г.И. Челпанова I степени «За вклад в развитие психологической науки»
  • 2011диплом лауреата конкурса «За лучшую научную книгу 2010 года» («Русская учительница. Семейные истории и метод научной педагогики Юлии Фаусек»)
  • 2010диплом V Международного конкурса «Университетская книга – 2010» в номинации «Лучшее учебное издание по психологическим наукам («Работа с научной информацией. Написание и защита квалификационных работ по психологии»)
  • 2005благодарственное письмо Департамента образования города Москвы «За активное участие в проведении фестиваля «Московский педагогический марафон учебных предметов»
  • 2004; 2002: дважды лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования в номинации «Профессор»

Профессиональная деятельность

  • С 1989 по наст.вр.: ведущий отечественный специалист по реформаторской образовательной системе Марии Монтессори, её историк и теоретик; научный руководитель профильных социальных и образовательных проектов; организатор, разработчик, преподаватель программ дополнительного профессионального образования по Монтессори-педагогике на территории РФ
  • C 2019: участник команды «НЕФОРМАЛЬНО»
  • 2013-2017: научный руководитель и ведущий исследователь городской экспериментально-опытной площадки «Адаптация психолого-педагогических технологий Марии Монтессори к условиям работы с детьми с ОВЗ на базе сиротских учреждений».
  • 2009-2012: научный руководитель и ведущий исследователь Городской экспериментальной площадки по работе с молодыми семьями на базе ГБОУ «Молодежный центр «Марьино».
  • 2005-2008: руководитель и ведущий разработчик двух инновационных образовательных проектов федерального уровня ИОП МГППУ:
  • «Единая система сертификации качества подготовки специалистов в области психологического консультирования»
  • «Психологический театр как форма развития креативности и профессионального артистизма психолога-практика»
  • с 2000: разработчик программ дополнительного профессионального образования «Психотехника учителя», «Психотехника воспитателя», «Психотехника преподавателя творческих дисциплин»
  • с 1995: организатор учебного процесса на психологических факультетах МГПУ и МГППИ (заместитель декана по учебно-методической работе)
  • 1986-1989: учитель химии в средней школе
  • 1985-1989: активный участник Всесоюзного общественно-педагогического движения «Педагогика сотрудничества»

Учебные дисциплины

  • Педагогическая психотехника (бакалавриат, специалитет)
  • Общепсихологический практикум (бакалавриат, специалитет)
  • Психодиагностика (бакалавриат, специалитет)
  • Психология социальной работы (бакалавриат, специалитет)
  • Педагогика и методика преподавания психологии (бакалавриат, специалитет)
  • Педагогическая практика (бакалавриат)
  • Преподавание психологии и психологическое просвещение (магистратура)
  • Исследования гендера (магистратура)
  • Руководство квалификационными и выпускными квалификационными работами (бакалавриат, магистратура)

Программы дополнительного профессионального образования:

Научные интересы

  • 1. Основные направления научных интересов:
  • — Философские и психологические подходы к пониманию виртуальной идентичности человека; авторские рабочие модели и психодиагностические критерии исследования виртуализации идентичности; стандартизация соответствующей авторской психодиагностической методики
  • — Способность к самодетерминации, внутренняя и внешняя мотивация, базовые индивидуальные ценности и каузальные ориентации обучающихся психологическому консультированию: психологические механизмы, диагностика, тренинг
  • — Стили и диадические психологические характеристики взрослой романтической привязанности в партнерской паре как коллективном субъекте; стандартизация соответствующей авторской психодиагностической методики
  • — Верификация авторской психотехнической модели психосоциальной адаптации индивидуальных и коллективных субъектов как проблемно-целевого ориентира для проектирования адресных smart-практик повышения их жизнестойкости
  • — Научно-педагогическое наследие М. Монтессори и Ф.Е. Василюка в контексте коммуникативно-антропологических формаций образовательного пространства общества современности
  • 2. Эмпирические исследования в рамках КР и ВКР студентов
  • — Защитное/совладающее поведение и жизнестойкость личности, партнерских/супружеских пар и семей
  • — Гендерная идентичность и гендерные отношения
  • — Психодиагностические критерии состояния семейных систем и особенностей сепарации от родителей
  • — Дифференциальная диагностика характера

РИНЦ

  • SPIN-код (Персональный идентификационный код автора в SCIENCE INDEX): 7011-1238
  • AuthorID (Персональный код в SCOPUS): 441265

Основные публикации 2020-х гг. с индексацией в РИНЦ

  • Сороков Д.Г. Диадические психологические характеристики разновидностей надежного стиля привязанности у взрослых романтических пар // Ананьевские чтения – 2023. Материалы международной научной конференции / под общ. ред. А.В. Шаболтас. – Санкт-Петербург, 2023.
  • Сороков Д.Г. Психотехническая модель адаптации как проблемно-целевой ориентир для проектирования адресных практик повышения жизнестойкости субъектов образования // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – Санкт-Петербург, 2023. – № 6. – С. 515-521. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2023-6-66
  • Сороков Д.Г. Шаг вперед, два шага назад: к 25-летию подготовки психологов-консультантов в системе российского высшего образования // III Межд. конф. по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка: консультативная психология: традиции и новации. Сб. материалов. – Москва, 2023. – С. 266-273.
  • Сороков Д.Г. Этапы и направленность научно-педагогических поисков Ф.Е. Василюка в контексте типологии коммуникативно- антропологических формаций образовательного пространства современности // III Межд. конф. по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка: консультативная психология: традиции и новации. Сб. материалов. – Москва, 2023. – С. 273-280.
  • Сороков Д.Г., Дружинина К.А. Психологический смысл виртуальной идентичности в контексте «Типологии жизненных миров» Ф.Е. Василюка // III Межд. конф. по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка: консультативная психология: традиции и новации. Сб. материалов. – Москва, 2023. – С. 280-287.
  • Сороков Д.Г. Коммуникативно-антропологические формации и специфика общения в современном образовательном пространстве // Карпова Н.Л., Петрова Е.А., Зотова О.В. (ред.). Общение в эпоху конвергенции технологий: сборник научных трудов. – Москва: ПИ РАО, 2022. – С. 169-172. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativno-antropologicheskie-formatsii-i-spetsifika-obscheniya-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve  
  • Сороков Д.Г. От антроподиагностики к коммуникативно-антропологическим формациям: опыт структурирования образовательного пространства общества современности // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – СПб., 2022. – № 5. – С. 409-415. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2022-5-52
  • Сороков Д.Г. Психотехнический подход к подготовке педагогов, переосмыслению и проектированию практик психолого-педагогического сопровождения развития детей // Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дошкольном образовании: союз теории и практики : сб. научных статей. – Минск, 2021 – С. 316-320. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_49739250_85707833.pdf
  • Сороков Д.Г., Дружинина К.А. Виртуальная идентичность: от философски фундированной концепции к поиску предмета психологического исследования // Психология и современный мир. Вып. 15. Субъект жизнедеятельности в современном обществе [Электронный ресурс]. Материалы Всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Архангельск, 21 апреля 2022 г.) / Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова; [сост. и отв. ред. Е. В. Казакова]. – Электронные текстовые данные. – Архангельск: САФУ, 2022. – С. 18-23.
  • Сороков Д.Г. Психодидактические ресурсы для формирования психологических механизмов самодетерминации у будущих психологов-консультантов: академическая мотивация и тренинг смыслового выбора // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. СПб., 2021. № 4. С. 599-605. DOI 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-76. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47497476_98560464.pdf
  • Сороков Д.Г., Перелыгина Л.Т. Экспериментальная оценка эффективности тренинга смыслового выбора (на материале тем курсовых работ) для студентов, начавших обучение психологическому консультированию // Ананьевские чтения — 2021. Материалы международной научной конференции. Под общ. ред. А.В. Шаболтас. СПб., 2021. С. 715-716.
  • Сороков Д.Г. Влияние внешней и внутренней академической мотивации на мотивационные смыслы базовых индивидуальных и метаценностей студентов, обучающихся консультативной психологии // Ананьевские чтения — 2021. Материалы международной научной конференции. / Под общ. ред. А.В. Шаболтас. СПб., 2021. С. 613-614
  • Сороков Д.Г. «Антропологический поворот» к человеку-в-целом и психотехническая подготовка участников образовательных отношений как потенциал развития дошкольного образования в эпоху антропологических угроз // Воспитание и обучение детей младшего возраста. М., 2020. № 8. С. 475-476
  • Сороков Д.Г. «Концепция развития факультета психологического консультирования» Ф.Е. Василюка в контексте типологии педагогических систем и мировых образовательных трендов // II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка: сборник материалов [электронное издание] / под ред. Е.В. Букшиной, В.А. Земцовой. – М.: ФБГНУ «Психологический институт РАО», 2020. – С. 225-229.
  • Сороков Д.Г. Современные трансформации смысловых оснований и антропологические риски в подготовке психологов-консультантов (в контексте научно-педагогического наследия Ф.Е. Василюка) // II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка: сборник материалов [электронное издание] / под ред. Е.В. Букшиной, В.А. Земцовой. – М.: ФБГНУ «Психологический институт РАО», 2020. – С. 230-233.
  • Сороков Д.Г., Куликова И.С. Особенности привязанности, копинга и жизнестойкости матерей младших школьников с РАС: академический и психотехнический подходы к интерпретации и поддержке // II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка: сборник материалов [электронное издание] / под ред. Е.В. Букшиной, В.А. Земцовой. – М.: ФБГНУ «Психологический институт РАО», 2020. – С. 234-237.
  • Сороков Д.Г., Куликова И.С. Привязанность и копинг матерей младших школьников с РАС: псевдобезопасность стратегий избегания VS «ресурсная поддержка» концепта М. Монтессори // Новые вызовы неопределенности: Материалы всероссийской научно-практической конференции / Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2020. – С. 112-114. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44181675_67778146.pdf
  • Сороков Д.Г., Куликова И.С. Особенности жизнестойкости матерей младших школьников с РАС: факторы защиты и риска // Новые вызовы неопределенности: Материалы всероссийской научно-практической конференции / Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2020. – С. 115-117. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44181674_58272225.pdf
  • Сороков Д.Г. Возможности и риски неклассической педагогики Монтессори в образовании и социализации детей с ОВЗ (из опыта работы): реабилитация и интеграция vs «подлинная инклюзия» // Семья и дети в современном мире. Сборник материалов конференции «Семья и дети в современном мире». Том VI / под общей и научной редакцией В. Л. Ситникова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. – С. 1322-1332.

Ключевые публикации 2010-х годов:

  • Сороков Д.Г., Сорокова М.Г. Математика по методу Монтессори для дошкольников и школьников : Учебное пособие / М.Г. Сорокова, Д.Г. Сороков. – Москва: Редкая птица, 2018. – 400 с.
  • Сороков Д.Г. Мелани, Мария и Юлия: зияющие пустоты от потерь versus секретов детства // Хиншельвуд Р. Жизнь и идеи Мелани Кляйн : Иллюстрированный гид / Роберт Хиншельвуд, Сьюзан Робинсон; худ. Оскар Зарэт; перев. с англ. Е. Д. Сороковой; ред. перев. и послесл. Д.Г. Сорокова; послесл. А. В. Сорина. – Москва: ООО Психологический центр «Квартет»; ПРОБЕЛ-2000, 2015. – С. 170-176.
  • Сороков Д.Г. Послесловие редактора русского перевода // Перри Ф. Байки на кушетке. Иллюстрированный рассказ о психотерапии. – Москва: ООО «Квартет»; ПРОБЕЛ-2000, 2014. – С. 155-156.
  • Sorokov D.G., Sorokova M.G. Features of perception of the family systems state by married couples from clubs of the young families // International Journal of Developmental and Educational Psychology. INFAD: Revista de Psicologia. Año: XXV, № 1-Vol. 1. Badajoz, España, 2013. – P. 31–46.
  • Sorokov D., Honegger-Fresco G. Julia Ivanovna Andrusova-Fausek // Il Quaderno Montessori. — Anno XXVIII. — # 112. – Castellanza, 2012. – P. 53 – 64.
  • Сороков Д.Г. Современная московская молодая семья (по результатам апробации системы социо-психологического мониторинга) : научное издание. – Москва: ГБУ МЦ «Марьино», 2012. – 202 с.
  • Сороков Д.Г. Русская учительница. Семейные истории и метод научной педагогики Юлии Фаусек : Монография. – Москва: Форум, 2010. – 384 с.
  • Сороков Д.Г. Работа с научной информацией. Написание и защита квалификационных работ по психологии : учеб. пособие. – Москва: Форум, 2010. – 544 с.