Объем программы: 92 ак. часа Руководители программы: Воликова Светлана Васильевна, кандидат психологических наук; Зарецкий Юрий Викторович, кандидат психологических наук; Агасарян Эмма Георгиевна, кандидат медицинских наук Начало занятий: 23 октября 2025 года Длительность обучения: 23.10.2025 — 23.04.2026 Режим занятий: по четвергам с 18:15 до 21:30 Расписание занятий: уточняется Стоимость обучения: 49 500 руб. за программу (возможна рассрочка) Занятия проводятся в дистанционной форме |
Данная программа разработана для внедрения методов когнитивно-поведенческой терапии в практику психиатрической помощи для подростков и детей в России.
В последние десятилетия в России наблюдается неуклонный рост эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков. Своевременное и эффективное лечение подобных расстройств имеет драматическое значение для сохранения психического здоровья молодых людей и для их возможности в будущем интегрироваться в социум. Фармакологическое лечение данной категории больных имеет ряд ограничений в связи с влиянием на физическое и психологическое развитие молодых людей, что придает актуальность применению психотерапевтических методов терапии.
В ряду методов психотерапии особое место занимает когнитивно-поведенческая терапия, высокая эффективность которой в лечении тревожных и аффективных расстройств доказана в множестве клинических исследований. В последние годы в рамках когнитивно-поведенческой терапии разработаны новые высокоэффективные методы (в частности, диалектическая бихевиоральная терапия), позволяющие корректировать нарушения поведения, обычно плохо поддающиеся фармакологическому лечению.
Число специалистов, практикующих когнитивно-поведенческую терапию, в России растет. Однако лишь единицы используют ее в работе с детьми и подростками.
В ходе занятий слушатели усвоят когнитивную модель, основные навыки работы в когнитивно-поведенческой терапии. В рамках курса предусмотрены практические упражнения, способствующие формированию и закреплению терапевтических навыков. Важнейшим элементом обучения в рамках данного курса служит регулярная супервизия клинических случаев участников. Программу отличает интегративная направленность: идеи когнитивного подхода дополняются сведениями из системного семейного подхода, что соответствует данным о важной роли семейных дисфункций в происхождении и течении эмоциональных расстройств.
Ведущие программы — ученики первой российской школы КБТ, основанной Холмогоровой А.Б. и Гаранян Н.Г.
- Воликова Светлана Васильевна, кандидат психологическх наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии. Имеет многолетний опыт психологической работы с детьми и подростками в Московском НИИ психиатрии, отраженный в многочисленных научных работах.
- Зарецкий Юрий Викторович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии. Имеет большой опыт психологической работы с подростками, в том числе с девиантным поведением.
- Агасарян Эмма Георгиевна, кандидат медицинских наук, президент Ассоциации когнитивно-бихевиоральных терапевтов (АКБТ). Имеет большой опыт психотерапевтической работы с подростками на амбулаторном и стационарном этапах, в том числе с подростками с высоким суицидальным риском и самоповреждающим поведением.
Категория слушателей, включая требования к квалификации
На программу принимаются люди с высшим и незавершенным высшим (студенты старших курсов) образованием по психологическим, педагогическим, психиатрическим направлениям подготовки. Желательно для слушателя программы иметь стаж работы (не менее 1 года), связанной с деятельностью в области психологического консультирования.
Цель реализации программы — формирование навыков диагностики и психотерапии депрессивных, тревожных расстройств, а также нарушений поведения у детей и подростков.
Задачи программы:
- формирование представлений о диагностических критериях депрессивных, тревожных расстройств, а также нарушений поведения у детей и подростков в современных классификационных системах,
- расширение знаний о культуральных, интерперсональных, семейных, когнитивных и поведенческих факторах эмоциональных расстройств, а также нарушений поведения у детей и подростков,
- знакомство с базовыми теориями и принципами когнитивно-бихевиоральной терапии расстройств аффективного спектра,
- усвоение навыков психодиагностики депрессивных, тревожных расстройств и нарушений поведения у детей и подростков с помощью интервью и психометрических методик,
- усвоение навыков описания клинических случаев в терминах когнитивно-бихевиорального подхода (составления «когнитивной концептуализации случая» c помощью диаграммы),
- усвоение навыков планирования психотерапевтических мероприятий с пациентами (разработка стратегии вмешательства) с учетом семейного контекста,
- усвоение навыков психообразовательной работы с пациентами, страдающими депрессивными или тревожными расстройствами,
- усвоение навыков психотерапевтической работы с дисфункциональными мыслительными процессами (методов выявления, оценки и совладания с негативными автоматическими мыслями),
- усвоение навыков психотерапевтической работы с дисфункциональными когнитивными схемами (методов выявления, оценки и модификации дезадаптивных убеждений),
- усвоение навыков диагностики дисфункциональных поведенческих паттернов, сопряженных с манифестацией и хронификацией расстройств аффективного спектра у детей и подростков, и методов их изменения,
- усвоение навыков психотерапевтической работы с трудными случаями — тяжелыми депрессивными и тревожными расстройствами, выраженными расстройствами поведения, психотическими симптомами у детей и подростков,
- усвоение навыков психотерапевтической работы с семьями пациентов детского и подросткового возраста.
Основные разделы программы:
- введение в когнитивно-бихевиоральную психотерапию детского и подросткового возраста,
- когнитивно-бихевиоральная психотерапия депрессивных расстройств у детей и подростков,
- когнитивно-бихевиоральная психотерапия тревожных расстройств у детей и подростков,
- когнитивно-бихевиоральная психотерапия расстройств психотического уровня
После каждого блока предусмотрена обязательная письменная работа в виде описания случая по определенной схеме. Каждый участник получит обратную связь от преподавателей для того, чтобы улучшить свои навыки концептуализации случая в терминах когнитивно-поведенческого подхода.
Условие поступления:
- оформление заявки на сайте
- заполнение анкеты (высылается после регистрации заявки и просматривается руководителями программы на предмет соответствия входным требованиям)
- оформление договора и других документов
Документ об образовании: по окончании обучения и при выполнении требований программы участники получают удостоверение о повышении квалификации государственного
КОНТАКТЫ
Ассман Евгения Владимировна руководитель отдела дополнительного профессионального образования Адрес: г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 307 Тел: 8 (985) 110-49-32 E-mail: assmanev@mgppu.ru приемные дни: по договоренности |