г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

Филиппова Елена Валентиновна

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

Заведующая кафедрой детской и семейной психотерапии, кандидат психологических наук,
профессор кафедры детской и семейной психотерапии, руководитель магистерской программы «Детская и семейная психотерапия»

 

Ученая степень: кандидат психологических наук

Ученое звание: старший научный сотрудник

Стаж научно-педагогической деятельности: с 1971 года

Образование

Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, аспирантуру Психологического института Российской академии образования. Научная специальность – 19.00.13 Психология развития, акмеология.

Дополнительное образование

  • С 1999 по 2000 прошла профессиональную переподготовку на факультете психологического консультирования МГППУ по программе «Психологическое консультирование и психотерапия» в объеме 528 ак.часов.

  • Повышение квалификации: по понимающей психотерапии (мастерская Ф.Е.Василюка, 2000), по поведенческой психотерапии («Анализ проблем и планирование лечения в поведенческой психотерапии», 2006), участие в совместной образовательной программе университетов Ренн 2 (Франция) и МГППУ «Психоанализ лакановской ориентации. Теория и клиническая практика», 141 ч. (2006).

  • Обучение по программам повышения квалификации «Эриксоновская терапия и гипноз» (программы «Эриксоновская терапия и гипноз», «Скорая помощи и быстрые техники в эриксоновском гипнозе»), всего 140 часов, (2007- 2008); «Мастерская по работе с семейной историей», 36 ч. ( 2007-2008); «Игровая терапия с детьми и подростками по методу В. Оклендер», 24 ч. (2011).

  • Прошла обучение по программам повышения квалификации: в 10-го Санкт-Петербургского саммита психологов, 30 ч. (2016); «Гуманистическая психодрама», 56 ч., 2017;  «Современные подходы и психотерапевтические методы социальной психиатрии в работе с детьми и семьями», 24 ч. (2017); программы «Психоаналитическая парная и семейная психотерапия» по теме «Работа с травмой в психоаналитической парной и семейной психотерапии», 16 ч. (2019); «Аргентинская школа психоанализа и ее подход к актуальным проблемам: зависимости, психосоматика, несчастные случаи, кризис», 18 ч. (2018).

Профессиональная деятельность

  • Ученый секретарь МГППУ
  • Член ассоциации детских психиатров и психологов России.
  • Член ред.коллегий журналов «Психологическая наука и образование», «Консультативная психология и психотерапия», «Современная зарубежная психология».

Награды, премии, звания: лауреат премии города Москвы в области образования (2006), лауреат конкурсов «Грант Москвы» (2002, 2004, 2006); медаль К. Д. Ушинского (2003), медаль Г.И. Челпанова 1 степени (2014), Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2013), Почетный профессор Московского государственного психолого-педагогического университета (2017), награждена Почетным знаком МГППУ «Золотая Ψ» (2019).

Учебные дисциплины

  • Основы психологического консультирования детей и семьи (бакалавриат)
  • Профессиональная этика (бакалавриат)
  • Введение в детскую и подростковую психотерапию (специалитет)
  • Детская и подростковая психотерапия (магистратура)
  • Руководство курсовыми, бакалаврскими работами и магистерскими диссертациями

Научные интересы

  • развитие способности к символической коммуникации и децентрации у детей 
  • символическая коммуникация между матерью и ребенком
  • влияние образа родителей и типа семьи на представление детей о себе
  • формирование психологических границ в «Я» в игре детей
  • теоретические основания детской и подростковой психотерапии
  • проблема телесности и образа тела у детей

 

Видеозаписи выступлений и открытых лекций

Интервью и заметки 

Публикации

Опубликовано около 100 научных работ, среди них:

Учебники:

  • Детская и подростковая психотерапия. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Е. В. Филипповой. — Москва: Юрайт, 2016.
  • Филиппова Е.В. Семья как институт социализации и развития личности // «Социальная психология развития» (глава в учебнике) /Под ред. Н.Н. Толстых. Учебник для бакалавров и магистров, ч.1.– М.: Юрайт, 2017, с. 175-224.

Монографии:

  • Коллективная монография «Особенности психического развития детей с 6-7-летнего возраста» /под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. Москва, Педагогика, 1988.
  • Филиппова Е.В., (в соавторстве с Горшковой Н.М). Особенности образа детей дошкольного возраста, воспитывающиеся в условиях родительской депривации (глава в коллективной монографии «Проблема сиротства в современной России»), Ин-т Психологии РАН, Москва, 2015.
  • Филиппова Е.В., Пивненко Т.В. Психологические границы «Я» в игре детей, не принимаемых сверстниками (монография). — Lap Lambert academic Publishing GmbH Co.KG, Германия, 2016.

Научные статьи: