г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

Профессор Е.В.Лавринович рассказала о том, что такое тренерская позиция и как выбрать программу обучения искусству тренерской работы

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

Профессор Е.В.Лавринович рассказала о том, что такое тренерская позиция и как выбрать программу обучения искусству тренерской работы

— Как выбрать обучающую программу тому, кто хочет сам стать тренером?

С моей точки зрения, есть три важных момента, на которые следует обращать внимание при выборе программы, направленной на овладение профессией тренера.

Во-первых, программа должна быть длительной, не менее 150, а лучше еще больше часов. Это требование к программе связано с тем, что участники должны не только получить определенные знания о построении тренинга, групповой динамике и многим другим аспектам работы тренера, но и обязательно отработать свои навыки в учебной группе.

Во-вторых, подготовка специалистов групповой работы считается полноценной только в том случае, если они сами получают вначале опыт участия в тренинговой или психологической группе, а только потом, на своем опыте почувствовав, что такое быть членом группы, становятся «групповодами».

И в-третьих, программа должна завершаться сдачей выпускной работы, показывающей приобретенную квалификацию тренера. Как показывает практика, участие в программах обучения не всегда свидетельствует о том, что участник сможет в дальнейшем самостоятельно проводить тренинги. К сожалению!

В программе, которую я веду с 2005 года (прим.ред. – «Искусство групповой работы: тренинг тренеров и ведущих групп»), выпускная работа является обязательной частью программы и Университет выдает удостоверение о повышении квалификации только в том случае, если участник успешно подготовит выпускной тренинг и продемонстрирует свою квалификацию.

— На рынке в настоящий момент есть много различных предложений по подготовке будущих тренеров. Как Вы считаете, кому в первую очередь следует выбирать Вашу программу?

Практика показала, что нашу программу чаще выбирают слушатели, которые работают в учебных заведениях различного уровня и направленности, различных социальных службах, благотворительных фондах и других организациях, которые активно развивают свои социальные проекты с использованием в качестве инструмента работы с участниками тренинг и фасилитационные процедуры. Мы считаем, что это не случайный выбор!

Программа построена таким образом, что вначале она обучает будущих тренеров создавать работоспособную и управляемую группу из определенного количества пришедших на обучение слушателей, а только потом, когда они активны и заинтересованы, обучать их тем или иным знаниям, умениям и навыкам.

Такой подход наиболее полезен тем будущим тренерам, которые сталкиваются с задачами работы с маломотивированными, если не сказать больше, группами участников, которым приходится работать с участниками, которые в любой момент могут покинуть группу, и которые иногда вообще слабо себе представляют зачем они присутствуют на группе.

Именно с такими проблемами чаще всего приходится сталкиваться основному «контингенту» наших слушателей. И программа позволяет им успешно решать такие задачи. Поэтому мы считаем, что программа «Искусство групповой работы: тренинг тренеров и ведущих групп» в наибольшей степени подходит именно таким группам слушателей.

Причем среди участников программы у нас не только психологи или специалисты, получившие второе психологическое образование, но социальные работники, преподаватели и педагоги, филологи, юристы, историки, экономисты и менеджеры, решившие сменить профиль своей деятельности.

И обратная связь от участников прошедших групп, которые активно работают в практике, подтверждает правильность этого подхода и полезность программы.

— Одна из главных целей программы, ведущей которой Вы являетесь, является формирование тренерской позиции. Что такое «тренерская позиция»?

Ключевым отличием тренинга от других форм обучения является собственно то, что участникам предоставляется возможность в комфортной ситуации в группе отработать те навыки, на формирование которых направлен тренинг – обрести «сознательную компетентность».

И здесь, если мы хотим получить результат, главным является активное участие членов группы в процессе отработки формируемых навыков. А это оказывается возможным только в том случае, если, что называется, группа работает сама, а тренер только направляет и корректирует ее активность, управляет ее работой и групповым процессом.

Обеспечить активное участие членов тренинговой группы в отработке навыков и умений, помочь участникам раскрыть свои ресурсы, позволяет правильно выбранная тренерская позиция. Ее выработка у участников является одной из ключевых задач нашей программы «Искусство групповой работы: тренинг тренеров и ведущих групп».

Поделиться в социальных сетях