«Давайте завтра (в субботу) позанимаемся!»: репортаж о работе волонтерского проекта «Учеба дома»
Начинаешь учиться, постигать,
вникать в глубь учебного процесса, тебя, и затягивает!
В.К.Зарецкий
Пятничное занятие, такое увлекательное и как всегда результативное, заканчивалось с учениками 6-го класса школы 1576, впереди меня ждали выходные, что, честно сказать, радовало мою душу, и «…вот с небес или поближе» раздались звонкие слова одного из учеников: «Давайте завтра (в субботу) позанимаемся! Нам надо разобраться с написанием безударной гласной в корне слова».
«Что, работать в субботу? Это безобразие? Я буду жаловать… Ну, буду жаловаться куда-нибудь…», итак, меня ждало следующие занятие – в субботу…
Субботнее занятие, которое называется «занятием по желанию» в настоящее время посещает только один из учеников 6-го класса, он же его и инициировал. Сегодня Саше трудно, трудно и консультанту. Они вдвоем забрались в эпицентр проблемы Саши. Реализация его «замысла» – разобраться с безударной гласной в корне слова, натолкнулась на серьёзное препятствие – у Саши трудность в определении лексического значения слова, столько раз он забывал, что каждое слово в русском языке наделено своим особым смыслом в предложении, и как важно понимать мысль, которую нам пытаются донести. Невнимание к смыслу и связи слов в тексте, часто становилось основной причиной Сашиных ошибок. Во время разбора слов, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разный смысл, ловкому школьнику не раз удавалось выскользнуть из «цепких лап» В.К.Зарецкого, но сегодня этого не случилось. Саша разбирает слово за словом, совершает много ошибок, пыхтит, нервно ерзает на стуле. «Трудно сегодня двигаться, Саш?» – спрашивает его Виктор Кириллович. «Да…» – отвечает ученик, но не останавливает занятие, а движется дальше, медленно определяя части слова, и отыскивая в словах коварные и страшные безударные гласные.
Долго длится сегодня занятие, идет работа над Сашиным способом действия в определении безударной гласной, а в эпицентре – определение смысла слова. После каждой маленькой победы – рефлексия. «Что сделал сам? Что сделал с моей помощью?» – спрашивает консультант, мальчик отвечает осмысленно, подробно. И движение вперед продолжается… Саша, первый из ребят, который «вышел» в субъектную позицию, уже знает, что он занимается с «хитрым» Виктором Кирилловичем не только для того, чтобы сдать выпускные экзамены…
Саша в субъектной позиции, а для студента-новичка только начавшего осваивать рефлексивно-деятельностный подход сложно заметить маленькие шаги ребенка к субъектной позиции, и выход в эту позицию, как во время обсуждения своего замысла, в период занятий, так и во время рефлексии. Например, на вопрос консультанта в конце занятия: «Что сегодня полезного для вас было на занятии?» – один ребенок отвечает, что мы повторили разбор слов, а другой, что он проработал материал на определение частей слова. В рефлексии со студентами консультант задает: «Как вы определили, кто из детей в субъектной позиции?» – в ответ тишина. Не уследили… Не заметили… А, в рефлексии ребенка, который находится в субъектной позиции, появляется местоимение «Я» …
В конце трудного, длившегося более полутора часов занятия, в ходе которого было допущено больше ошибок, чем найдено успешных решений, В.К.Зарецкий спрашивает Сашу: «Устал?! Или сделаем еще одно слово, чтобы испытать способ?» Саша устал, но изъявляет желание проверить себя еще на одном слове. Концентрируется (он же спортсмен, хоккеист) и… все делает без ошибок: определяет безударные гласные, их местоположение, определяет значение слова и часть речи (что важно для различения, например, окончаний и суффиксов), разбирает по составу, проверяет каждую безударную гласную своим правилом (для приставки, для корня, для суффикса, для окончания). «Ну что ж, – говорит Виктор Кириллович, – а ведь сейчас ты самостоятельно справился с самым трудным словом из этого диктанта. И у нас еще есть две минуты, которые мы можем посвятить…» «Рефлексии!» – заканчивает мысль консультанта Саша. «Да. Рефлексии. Ну тогда давай…» – просто говорит В.К.Зарецкий, и Саша подробно рассказывает, что у него получалось, что нет и над чем нужно еще работать в следующий раз, предлагая продолжить занятия в понедельник.
…А ещё Саша через три недели занятий по русскому языку взялся за освоение игры в шахматы… А… Это… Шахматы… Так, для общего развития же…
Л.В.Судакова
3 курс, второе высшее образование