г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

«Я хочу заниматься русским языком»: репортаж о работе волонтерского проекта «Учеба дома»

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

«Я хочу заниматься русским языком»: репортаж о работе волонтерского проекта «Учеба дома»

Одно консультативное занятие с учениками 6-го класса школы 1576 сменяет другое. Двадцать четыре дистанционных занятия уже позади, в жизни ребят идут изменения, фраза «необучаемый ребенок» осталась в прошлом.

Были трудные занятия, когда ребята от «испытания себя на прочность» перешли к «испытанию на прочность способов работы со своими трудностями в освоении русского языка». Несколько консультаций они «проверяли работоспособность способа на определение безударной гласной», именно так ответил Саша в рефлексии на вопрос консультанта: «Что сегодня было полезного на занятии?» Трудности в обучении преодолеваются, медленно, с натягом, задания усложняются, словно «колесо старой телеги скрипя и пробуксовывая» ребята пробираются к знаниям.

Удивительные вещи происходят на дистанционных консультативных занятиях, пока у ребят идут уроки в школе, консультант со студентами и психологом Оксаной Глуховой проверяет «работоспособность» новой игры на определение членов предложения, а один из учеников, в перерывах между школьными занятиями, на консультативные забегает:

– Саш, ты на сколько присоединился, минуты на три? – спрашивает его Виктор Кириллович.

– На двадцать две… – со знанием дела отвечает Саша.

– И ты хочешь заниматься русским языком?

– Да, хочу.

Вот так и занимались Виктор Кириллович с Сашей, сначала двадцать две минуты, а после шестого урока – еще один час. Саша играет со студентами, с психологом и с консультантом в новую игру, определяет члены предложения, соревнуется со взрослыми, играет с ними на равных. Смотришь на него и сразу вспоминаешь про рефлексивно-деятельностный подход, про выход в субъектную позицию, про переход из неустойчивой субъектной позиции в устойчивую, про собственный замысел каждого участника занятия, про совместный замысел консультанта и ученика, про установление контакта со всеми участниками занятия, про выстраивание отношений сотрудничества, про совместную осознанную деятельность основанную на сотрудничестве взрослого и ребенка, про способность у ребенка к рефлексии.

На следующем занятии «главным» уже был Саша, раньше Виктора Кирилловича открыл он демонстрацию экрана в скайпе, деловито раздавал роли участникам игры (каждый из нас побывал одним из членов предложения), «с важным видом» подчеркивал и окрашивал в разные цвета слова на экране, писал вопросы к членам предложения, ставил плюсы за правильные ответы и минусы за неправильные.

Не так давно я приставала к Виктору Кирилловичу с вопросом: «Когда же Саша поймет, что ему больше не надо заниматься с безударными гласными?» – а сейчас я наблюдаю как он уверенно сознательно «берет» одну трудность за другой, теперь допуская ошибку, он превращает ее в свой новый замысел.

Как удалось достичь подобных результатов у «неуспевающего» ребенка? Где и в чем здесь заслуга консультанта? Кто такой этот консультант, работающий в рефлексивно-деятельностном подходе? Волшебник?

P.S. «…Наверное, консультанта можно сравнить с зеркалом, но не с простым зеркалом, а волшебным, которое может быть в какой-то момент – телескопом, в какой-то момент – увеличительным стеклом, в какой-то момент – микроскопом, помогающим человеку увидеть себя со всех сторон. Хотелось бы, чтобы как в сказке, это зеркало помогло каждому разглядеть в себе принцессу…» – Н.Ю.Абашева, консультант, учитель русского языка и литературы, г. Пермь.

Л.В.Судакова
3 курс, второе высшее образование

Поделиться в социальных сетях