г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

…Ни на что…: репортаж о работе волонтерского проекта «Учеба дома»

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

…Ни на что…: репортаж о работе волонтерского проекта «Учеба дома»

Месяц май стремительно завершается, обязательные для посещения занятия у шестиклассников из школы 1576 давно закончились, но это не повод для моего героя Саши прекращать консультативные занятия с Виктором Кирилловичем Зарецким. Странная ситуация сложилась на этих консультативных занятиях, можно сказать, что Саша не дает нам выходных дней, на майские праздники с трудом удалось выпросить у него на 9 мая «выходной», думаю, что помог авторитет Виктора Кирилловича. Но Саша расстроился, целый день упущен…

Теперь Сашу расстраивает отсутствие занятия, а не ошибки в русском языке, которые он превращает в свой очередной замысел. Да, и отношение к ошибке стало другим, более конструктивным. Он смотрит за нами, как ошибаемся мы, как сомневается консультант и подсматривает в свой старый пухлый учебник по русскому языку, утыканный лохматыми закладками. Саша знает, что ошибиться может каждый, но важно суметь превратить ошибку в ресурс для развития, разобраться с возникшей трудностью, провести рефлексию старого способа действия, который привел к ошибке, и разработать новый способ, позволяющий не допускать ошибок.

Произошли изменения у Саши и в самой рефлексии, проводимой консультантом в конце занятия (иногда Саша называет её – «Рэфлэкшэн»), теперь мы наблюдаем, можно сказать в действии, понятие «интериоризация», о котором так много и долго нам говорили на занятиях в университете. Редко получается у консультанта задать школьнику рефлексивные вопросы, ребенок торопится рассказать Виктору Кирилловичу – что он сделал сам, что с помощью консультанта, что не удалось сделать, где были ошибки и трудности. Очень нравится Саше обсуждать замысел в начале занятия, планировать замысел на следующее занятие. Он активный участник консультативного занятия, сейчас он точно это знает, иногда он демонстрирует свой экран во время занятия, старательно записывает материал на импровизированной доске, отправляет его в чат, устанавливает звонок на следующее занятие, грамотно и по-доброму подражает взрослым, особенно консультанту. «Здесь нельзя ошибиться, этот звук в данном слове в сильной позиции», – говорит консультант. «Здесь звук в сильной позиции», – вторит ему через пару занятий Саша. Ему нравится организовывать нашу общую деятельность на занятиях, указывать, что сейчас надо всем делать, сказал давайте играть, значит – играть. А недавно он предложил свою игру в слова, я позволяю себе называть эту игру «пазлы», чтобы выиграть необходимо угадать задуманное ведущим игроком слово, используя вопросы. Саша уже знает, что, работая с учеником средствами рефлексивно-деятельностного подхода нельзя подсказывать, а можно помогать с помощью рефлексивных вопросов… Чаще в его игру взрослые проигрывают.

В настоящее время на консультативных занятиях игры «В слова», которые раньше придумывал только один Виктор Кириллович (теперь у него есть помощник в этом деле!), стали «обычным делом» (иногда в мою голову закрадывается мысль: «Может мы к участию в игре «Что? Где? Когда?» готовимся?»), и хочется сказать, как в сказке про Курочку Рябу, а игра та не простая, а игра та … С помощью игры в слова, когда надо определять части речи, части слова, члены предложения, понимать смысл слов в предложении, искать хитрые ловушки от консультанта, Саше удалось сделать важный шаг в обучении русскому языку. То, что не давалось на учебном занятии, сильно похожем на школьный урок, легче и проще оказалось понять и осмыслить в игре на консультативном занятии.

Играет он «по-взрослому», и на одном уровне со взрослыми участниками игры, не только не уступая им, но и помогая запутавшимся студентам разобраться с членами предложения в особо каверзных случаях.

P.S. А еще Саша узнал, как можно в словах «ни на что» допустить семь ошибок, три занятия думали всем нашим маленьким коллективом, но без помощи Виктора Кирилловича не смогли справиться, теперь седьмая ошибка – это контрольный тест для вхождения новичков в нашу группу любителей русского языка. И скажу Вам, по секрету, вдруг захотите к нам присоединиться, будьте готовы пройти тест у Саши и найти седьмую ошибку.

Л.В.Судакова
3 курс, второе высшее образование

Поделиться в социальных сетях