г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

Старший преподаватель А.И. Сергиенко дала комментарий порталу «Известия» о том, как школьникам и их родителям бороться с тревогой из-за скулшутинга

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

Старший преподаватель А.И. Сергиенко дала комментарий порталу «Известия» о том, как школьникам и их родителям бороться с тревогой из-за скулшутинга

Фейки о готовящихся атаках на школы и вузы вторую неделю кочуют между регионами. Участники родительских и учебных чатов рассылают их из лучших побуждений, но бывают и исключения: массовой истерией, не утихающей после трагедии в Перми, могут пользоваться прогульщики и манипуляторы.

Переадресация паники

Страхи родителей рациональны, ведь имеют под собой реальную основу, подчеркивает Анна Сергиенко, старший преподаватель МГППУ, педагог-психолог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ). Родителям важно поговорить с детьми как о самих случаях скулшутинга, так и о спекуляции на этих трагедиях. Но для начала надо успокоиться: «Общаясь с ребенком, они сами должны быть максимально спокойны».

Тревожные домыслы

Истерия вокруг фейков — лакмусовая бумажка, показывающая, насколько высок уровень тревоги среди детей, подчеркнула в беседе с «Известиями» клинический психолог.

— Школа и образовательные учреждения в целом воспринимались как зона безопасности, что позволяло детям и подросткам сосредоточиться на обучении или общении со сверстниками. Сейчас это базовое чувство безопасности нарушено.

Дети могут не только распространять, но и собственноручно запустить фейки, чтобы дать выход этой тревоге, причем это не говорит о наличии злого умысла.

— Человеку действительно могло что-то показаться: у страха глаза велики. Дети еще и склонны фантазировать, — объясняет Анна Сергиенко. — А далее срабатывает психология толпы: один кричит, другие подхватывают.

Маркеры обмана

Дети и подростки могут нагнетать истерию вокруг шутинга и запускать фейки по разным причинам, не только из-за страха. Есть и те, кто не задумывается о последствиях и смотрит на ситуацию с точки зрения личной выгоды, признает психолог Анна Сергиенко.

— Кому-то это выгодно, чтобы не пойти в школу. Кто-то хочет привлечь к себе внимание. Кто-то экспериментирует, чтобы получить ощущение собственной значимости и контроля. А для кого-то это попросту баловство, прикол, — говорит собеседница «Известий».

Задача родителей — объяснить ребенку не только значимость проблемы, но и правила поведения, в частности при получении сообщения о готовящемся нападении на образовательное учреждение. Алгоритм простой: не создавать панику среди сверстников, а сразу показать текст ответственному взрослому.

Прежде чем передать сообщение дальше, стоит попробовать самостоятельно проверить достоверность информации. По словам психолога, у фейков есть несколько отличительных признаков:

  • изобилие восклицательных знаков;
  • шаблонные призывы «распространите», «разошлите»;
  • грамматические ошибки;
  • нетипичные для живой речи конструкции;
  • и, конечно, отсутствие конкретного источника.

Если ребенок будет знать правила поведения в экстренной ситуации, это снизит уровень тревоги и у него, и у его родителей, резюмирует преподаватель МГППУ.

Полная версия статьи — на портале «Известия».

Поделиться в социальных сетях