Тревожные домыслы
Истерия вокруг фейков — лакмусовая бумажка, показывающая, насколько высок уровень тревоги среди детей, подчеркнула в беседе с «Известиями» клинический психолог.
— Школа и образовательные учреждения в целом воспринимались как зона безопасности, что позволяло детям и подросткам сосредоточиться на обучении или общении со сверстниками. Сейчас это базовое чувство безопасности нарушено.
Дети могут не только распространять, но и собственноручно запустить фейки, чтобы дать выход этой тревоге, причем это не говорит о наличии злого умысла.
— Человеку действительно могло что-то показаться: у страха глаза велики. Дети еще и склонны фантазировать, — объясняет Анна Сергиенко. — А далее срабатывает психология толпы: один кричит, другие подхватывают.
Маркеры обмана
Дети и подростки могут нагнетать истерию вокруг шутинга и запускать фейки по разным причинам, не только из-за страха. Есть и те, кто не задумывается о последствиях и смотрит на ситуацию с точки зрения личной выгоды, признает психолог Анна Сергиенко.
— Кому-то это выгодно, чтобы не пойти в школу. Кто-то хочет привлечь к себе внимание. Кто-то экспериментирует, чтобы получить ощущение собственной значимости и контроля. А для кого-то это попросту баловство, прикол, — говорит собеседница «Известий».
Задача родителей — объяснить ребенку не только значимость проблемы, но и правила поведения, в частности при получении сообщения о готовящемся нападении на образовательное учреждение. Алгоритм простой: не создавать панику среди сверстников, а сразу показать текст ответственному взрослому.
Прежде чем передать сообщение дальше, стоит попробовать самостоятельно проверить достоверность информации. По словам психолога, у фейков есть несколько отличительных признаков:
- изобилие восклицательных знаков;
- шаблонные призывы «распространите», «разошлите»;
- грамматические ошибки;
- нетипичные для живой речи конструкции;
- и, конечно, отсутствие конкретного источника.
Если ребенок будет знать правила поведения в экстренной ситуации, это снизит уровень тревоги и у него, и у его родителей, резюмирует преподаватель МГППУ.
Полная версия статьи — на портале «Известия».