На сайте «Психологической газеты» опубликовано интервью доцента Е.В. Шерягиной о понимающей психотерапии и работе с Ф.Е. Василюком
Елена Владимировна Шерягина – доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии, преподаватель факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, опытнейший практикующий психолог, сертифицированный преподаватель и супервизор в подходе «Понимающая психотерапия», рассказывает свою историю встречи с Федором Ефимовичем Василюком и понимающей психотерапией.
Елена, расскажите, почему Вы присоединились к мастерской Ф.Е. Василюка, стали его ученицей и уже многие годы используете понимающую психотерапию в качестве основного метода работы? Что Вас привлекло?
Елена Шерягина: Я бы выделила два основных момента своего выбора. Первое – это принципы обучения в школе Ф.Е. Василюка. Второе – это сама школа, методы работы. Для меня это равноценные вещи. Это стало ответом на трудности в моем профессиональном самоопределении.
Я училась на психфаке Ленинского пединститута в начале 90-х, поступила я в 1989 году, в то время в Москве было два факультета психологии: в МГУ и в МГПИ (позже – МПГУ). Несмотря на общий развал девяностых (отмену занятий, увольнение преподавателей и т.д.) нам дали, в общем, хорошее образование. У нас была и клиническая подготовка с практикой в психиатрических клиниках, и практика в суицидологическом центре при 20-ой горбольнице, и проч.
Например, на факультете в то время был прекрасный преподаватель Шадура Андрей Филиппович, по первому образованию врач-психотерапевт, он год проводил у нас мастерские по консультированию, это был «универсал», просто уникальный мастер, который владел практически всеми методами. Кроме того, он вел на факультете плейбэк-театр, кажется, на тот момент первый в стране. Благодаря ему мы могли попробовать на практике разные техники. Академическая подготовка у нас была, безусловно, хуже, чем в МГУ, и мои однокурсники ходили туда на лекции, так как тогда было свободное посещение. Многие учились параллельно в других школах (платно), которые к тому времени уже были: гештальт, психодрама и др. Тогда было принято так делать: преподаватель проводил трехдневный воркшоп и дальше можно было учиться на длительной программе. И так мы пробовали разное, но мне ничего не нравилось настолько, чтобы выбрать это как специализацию. Я не могла это опознать как «мое». Какое-то было ощущение фрагментарного образования, вроде много всего, но картина не складывалась.
Читать публикацию полностью на сайте «Психологической газеты»