г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

Профессор В.К. Зарецкий рассказал издательству «Коммерсант», как помочь школьникам, испытывающим трудности в учебе

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

Профессор В.К. Зарецкий рассказал издательству «Коммерсант», как помочь школьникам, испытывающим трудности в учебе

Многие родители недовольны школьным образованием, школа часто становится небезопасным местом, поэтому растет число детей, которые обучаются дома. О том, что мешает детям полноценно учиться в школе, как и благодаря чему школьники, отстающие в учебе, могут преодолевать трудности и поступать в вузы и как родители могут помочь своим детям в учебном процессе, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Виктор Зарецкий рассказал спецкору «Ъ» Ольге Алленовой.

— Вы автор образовательного проекта «Шахматы для общего развития», но ваш проект отличается от тех шахмат, которые преподаются сегодня в школах. В чем его суть?

— Мой учитель в психологии Никита Глебович Алексеев был не только доктором психологических наук, но и кандидатом в мастера спорта по шахматам. Он как методолог и психолог изучал рефлексию, работал учителем математики в школе, занимался эргономикой, психологией научного творчества. Как-то году в 1979-м я его встретил и спросил: «Почему вы занимаетесь шахматами, ведь это периферийно от науки». А он говорит: «Понимаешь, шахматы — это игра, которая самим Богом создана для развития способности действовать в уме! Это огромный ресурс для образования». В 1990-е годы начинается введение шахмат в школу, находятся энтузиасты этого дела, даже появляется программа. А мы с коллегами в 1997-м начинаем разрабатывать подход к оказанию помощи при учебных трудностях.

— Рефлексивно-деятельностный подход.

— Да, мы очень поверили в то, что рефлексия способствует не только развитию способности действовать в уме, но в целом способствует развитию и ребенка, и взрослого. Отчетливо мы это поняли, когда в летней школе для детей с трудностями в обучении в Нытвенском районе Пермского края вели уроки русского языка с Натальей Абашевой, учителем из Перми. Это было в 1997 году.

Мы организуем самостоятельную деятельность ученика и помогаем ему в рефлексии этой деятельности. То есть он сам становится субъектом замысливания, осуществления и рефлексии своей деятельности. А мы помогаем тогда, когда ему трудно, что-то не получается или он ошибается.

В 2003 году мы встретились с гроссмейстером Юрием Разуваемым и решили сделать вместе с ним и Никитой Алексеевым проект «Шахматы для общего развития», суть которого — не только учить игре в шахматы в школе, но и развивать способность действовать в уме и рефлексию, которую мы к тому времени уже очень уважали как важнейший механизм развития. Алексеев умер в марте 2003-го. А мы с Разуваевым вдвоем продолжили работу над проектом.

— Как вы учите педагогов работать в вашем подходе? Они должны уметь играть в шахматы?

— Многие учителя не умели играть в шахматы. Они учились вместе с детьми. Мы говорили учителям: «Вы должны быть в шахматах хотя бы на один шаг впереди детей!» Директор школы, в которой шла работа с экспериментальным классом, Любовь Волгутова, стала заниматься шахматами. У нее педагогический стаж 35 лет, она стала сама учиться играть в шахматы и заниматься с детьми. У нас были и шахматные тренеры, но с ними работа не пошла, потому что тренер нацелен на спортивный результат, а у нас все настроено на процесс развития. Мы через организацию занятий ставим цель общего развития. А шахматы идут просто фоном. В идеале каждый занимается тем, что полезно именно ему, в зоне своего ближайшего развития. То есть урок строится так, что учитель работает с каждым учеником в классе индивидуально. Вот в этом изюминка нашей технологии.

Мы не говорим учителям, как именно надо, мы лишь расставляем флажки, проводим границы, за которые заходить не стоит. А внутри этих границ — пространство, где идет обучение по технологии рефлексивно-деятельностного подхода.

Все учителя работают очень по-разному, но все работают в единой технологии. Сколько раз смотрел — столько раз удивлялся. В конкретной ситуации они могут поступать по-разному, но общие интенции единые.

Работа по нашему методу возможна только при соблюдении нескольких условий: учитель работает с ребенком в зоне его ближайшего развития и строит работу с ним по принципу сотрудничества.

Полную версию статьи читайте на сайте издательства «Коммерсант»

Поделиться в социальных сетях