«Я хочу понять искусство русского языка»: репортаж о работе волонтерского проекта «Учеба дома»
Наша «Лебединая песня» спета, вернее будет сказать, написан диктант, на который наш дружный кружок любителей русского языка потратил целых три занятия. Мы старались действовать по совместно разработанному способу поиска опасных мест, когда сначала ты мысленно представляешь слово в уме, ищешь в нем опасные места, только после работы со словом в уме, переносишь его (слово) на бумагу, и опять ищешь опасные места. Мы справились, как и предполагалось по замыслу, каждый сделал свои собственные ошибки.
После реализации совместного замысла, коим на последних занятиях было написание диктанта, а в целом, это был путь к грамотному письму, чтобы суметь написать то, что хочешь сказать, как и полагается при работе средствами рефлексивно-деятельностного подхода – рефлексия, когда идет процесс осознания собственных способов деятельности (как успешных, так и не успешных), своих мотивов, смысла деятельности, своей позиции, своих средств и способов деятельности [1,2]:
– Что удалось сделать? А над чем еще надо работать? – обращается к Саше, ученику 6-го класса школы 1576, консультант.
– Мне кажется, надо работать над самореализованием, – отвечает ученик.
– Над чем? – удивляется консультант.
– Самореализованием.
– А что ты имеешь ввиду под самореализованием?
– Учиться чтобы можно было одному, – отвечает подросток.
– Ну, и как, ты уже близок, чтобы самому учиться?
– Да, наверное. Недостаточно учить правила, нужно понять, для чего это делать.
На занятиях, предшествующих диктанту, который был придуман еще в далеком 1997 году Натальей Юрьевной Абашевой, консультантом, учителем русского языка и литературы из г. Перми, и Виктором Кирилловичем Зарецким, профессором кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии (в те годы заведующего лабораторией поддержки инноваций в образовании детей с особенностями развития и инвалидностью в Институте педагогических инноваций РАО), целенаправленно и упорно работали над способом поиска опасных мест. За это время менялся состав участников группы, менялся формат занятий. Саша успел позаниматься с консультантом и в составе группы шестиклассников, и индивидуально, и на семинаре у студентов МГППУ, и в составе группы взрослых участников, а диктант для 8-го класса он писал со взрослыми и с красавицей Настей, которая в этом году закончила третий класс.
– Ну, а что тебе помогло больше всего в занятиях? – задает В.К.Зарецкий вопрос Саше.
– Какой ресурс? – уточняет подросток, и после продолжительной паузы отвечает. – Терпение.
– А наше участие? – не отстает от него Виктор Кириллович, здесь консультант говорит о постоянных участниках консультативных занятий.
– Мне кажется, то, что помогает лучше учиться – это, когда ты учишься не один на один, а группой, чтобы у каждого было свое мнение, и чтобы каждый мог слышать, что говорит какой человек, и думать над тем, что этот другой человек сказал. Допустим, вы задали какое-то предложение, один разобрал так, а другой имеет другое мнение, и я задумался, так или не так. И начинаю или поддерживать эту точку зрения, или наоборот опровергать, отвергать.
– А что в итоге?
– Появлялась какая-то своя точка зрения, с которой, ну, мог бы, ну, получается какой-то прогресс, я… ну как бы. Ну, я не знаю, как это объяснить. Я пока еще не на столько умный. На одной карточке не уместишь.
– Если замыкать это на идею грамотного письма, то это дает перекрестное видение с разных точек зрения одного и того же материала или проблемы, и позволяет очень обогащать видение, – помогает ему консультант.
– Совершенно другая точка зрения появляется, – уверенно отвечает Саша.
Виктор Кириллович помнит, что заниматься с ним начинали пять ребят из параллели шестых классов, а остался только один Саша:
– Почему ты остался? – спросил он подростка. – В какой момент это произошло?
– Я хочу понять искусство русского языка. Ну… Допустим, ты, как в шахматах, ходишь, там одной фигурой, а потом, в какой-то момент, берешь и ходишь другой.
У Саши тоже были ошибки в диктанте, а карточки на те правила русского языка, где им были допущены ошибки, он не сделал. Но, через пару консультативных занятий после диктанта совместно с консультантом Саша начал более основательно и качественно изучать причастные и деепричастные обороты, и очень хотелось Саше узнать, как же разместить такие большие правила, как обособление причастных и деепричастных оборотов на письме запятыми, на такие маленькие карточки-памятки.
P.S. Саша заболел, и занятий не было целых два будних дня, но быстро поправился, и в скайпе появилась запись: «Здравствуйте, меня выписали. Завтра занимаемся?»
Л.В.Судакова
3 курс, второе высшее образование
Литература
1.Зарецкий В.К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… // Культурно-историческая психология. 2007. Том 3. № 3. С. 96–104.
2.Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В. Опыт оказания психолого-педагогической помощи средствами рефлексивно-деятельностного подхода: случай Дениса Г. // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 2. С. 142–156.