профессор кафедры детской и семейной психотерапии, руководитель магистерской программы «Детская и семейная психотерапия»
Образование
Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, аспирантуру Психологического института Российской академии образования. Научная специальность – 19.00.13 Психология развития, акмеология.
Дополнительное образование
-
С 1999 по 2000 прошла профессиональную переподготовку на факультете психологического консультирования МГППУ по программе «Психологическое консультирование и психотерапия» в объеме 528 ак.часов.
-
Повышение квалификации: по понимающей психотерапии (мастерская Ф.Е.Василюка, 2000), по поведенческой психотерапии («Анализ проблем и планирование лечения в поведенческой психотерапии», 2006), участие в совместной образовательной программе университетов Ренн 2 (Франция) и МГППУ «Психоанализ лакановской ориентации. Теория и клиническая практика», 141 ч. (2006).
-
Обучение по программам повышения квалификации «Эриксоновская терапия и гипноз» (программы «Эриксоновская терапия и гипноз», «Скорая помощи и быстрые техники в эриксоновском гипнозе»), всего 140 часов, (2007- 2008); «Мастерская по работе с семейной историей», 36 ч. ( 2007-2008); «Игровая терапия с детьми и подростками по методу В. Оклендер», 24 ч. (2011).
-
Прошла обучение по программам повышения квалификации: в рамках 10-го Санкт-Петербургского саммита психологов, 30 ч. (2016); «Гуманистическая психодрама», 56 ч., 2017; «Современные подходы и психотерапевтические методы социальной психиатрии в работе с детьми и семьями», 24 ч. (2017); программы «Психоаналитическая парная и семейная психотерапия» по теме «Работа с травмой в психоаналитической парной и семейной психотерапии», 16 ч. (2019); «Аргентинская школа психоанализа и ее подход к актуальным проблемам: зависимости, психосоматика, несчастные случаи, кризис», 18 ч. (2018).
Профессиональная деятельность
- Ученый секретарь МГППУ
- Член ассоциации детских психиатров и психологов России.
- Член ред.коллегий журналов «Психологическая наука и образование», «Консультативная психология и психотерапия», «Современная зарубежная психология».
Награды, премии, звания:
- Лауреат премии города Москвы в области образования (2006),
- Лауреат конкурсов «Грант Москвы» (2002, 2004, 2006);
- Медаль К. Д. Ушинского (2003), медаль Г.И. Челпанова 1 степени (2014),
- Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2013),
- Почетный профессор Московского государственного психолого-педагогического университета (2017), награждена Почетным знаком МГППУ «Золотая Ψ» (2019),
- Благодарность ректора за участие в проекте «Оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей Федерального проекта «Современная школа» Национального проекта «Образование» в 2021 году» (приказ № 40-1-04/17 от 18 января 2022 года)
Учебные дисциплины
- Основы психологического консультирования детей и семьи (бакалавриат)
- Профессиональная этика (бакалавриат)
- Введение в детскую и подростковую психотерапию (специалитет)
- Детская и подростковая психотерапия (магистратура)
- Руководство курсовыми, бакалаврскими работами и магистерскими диссертациями
Видеозаписи выступлений и открытых лекций
Интервью и заметки
- В этом году факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова отметил свое 50-летие. В МГППУ преподают те, кто в 1966 году поступил на только что открывшийся факультет. Интервью с Е.В. Филипповой
- 6 ноября 2018 года исполняется 110 лет со дня рождения Франсуазы Дольто! О Фр. Дольто рассказывает Е.В. Филиппова
Опубликовано около 100 научных работ, среди них:
Учебники:
- Детская и подростковая психотерапия. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Е. В. Филипповой. — Москва: Юрайт, 2016.
- Филиппова Е.В. Семья как институт социализации и развития личности // «Социальная психология развития» (глава в учебнике) /Под ред. Н.Н. Толстых. Учебник для бакалавров и магистров, ч.1.– М.: Юрайт, 2017, с. 175-224.
Монографии:
- Коллективная монография «Особенности психического развития детей с 6-7-летнего возраста» /под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. Москва, Педагогика, 1988.
- Филиппова Е.В., (в соавторстве с Горшковой Н.М). Особенности образа детей дошкольного возраста, воспитывающиеся в условиях родительской депривации (глава в коллективной монографии «Проблема сиротства в современной России»), Ин-т Психологии РАН, Москва, 2015.
- Филиппова Е.В., Пивненко Т.В. Психологические границы «Я» в игре детей, не принимаемых сверстниками (монография). — Lap Lambert academic Publishing GmbH Co.KG, Германия, 2016.
Научные статьи:
- Филиппова Е.В. (в соавторстве с Тумановой Е. В.).Образ отца и образ себя у подростков (возрастные и гендерные аспекты) // Журнал «Психологическая наука и образование», № 2, 2007. С. 16-24.
- Филиппова Е.В. (в соавторстве с Плотниковой Н. Ю.). Взгляд на становление личностной позиции школьника в контексте детско-родительских отношений // Журнал «Психологическая наука и образование», № 4, 2008. С. 71-81.
- Филиппова Е.В., Пивненко Т. В. Об игре детей, не принимаемых сверстниками // Актуальные проблемы игровой культуры современного детства. Курск, 2008. С. 146-157.
- Филиппова Е.В., Пивненко Т. В. Исследование игры детей дошкольного возраста с проблемами в общении // Журнал «Психологическая наука и образование», № 3, 2010. (ЮНЕСКО). С. 80-88.
- Филиппова Е.В. (в соавторстве с Муратовой Д. С.). Представление об отце и отношение к будущему у девочек-подростков, воспитывающихся в разведенных семьях // На пороге взросления (сборник научных статей). М.: МГППУ, 2011.С. 136-147.
- Филиппова Е.В. (в соавторстве с Горшковой Н.М.) Особенности образа тела у детей дошкольного возраста, воспитывающихся без отца в различные периоды детства // Психологическая наука и образование. 2013, №3. С.66-77.
- Филиппова Е.В. (в соавт. с В.М. Карповой) Представления о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 2013, №4. С.84-96.
- Филиппова Е.В., Горшкова Н.М. Образ тела детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях отцовской депривации в различные периоды детства / Сборник «У истоков развития», 2013, с. 181-199
- Филиппова Е.В. Семья как институт социализации и развития личности // «Социальная психология развития» / Под ред. Н.Н. Толстых. Учебник для бакалавров и магистров.– М.: Юрайт, 2014, с. 175-224.
- Аммон А.В., Филиппова Е.В. Связь социального статуса детей в группе с их психологическими, социально-когнитивными и поведенческими характеристиками // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 162–175. doi:10.17759/cpp.2015230410
- Filippova Е.V. (with co-authors).Sociomoral reasoning in children and adolescents from two collectivistic cultures // European Journal of Developmental Psycholоgy, — http://dx.doi.org/10.1080/17405629.2014.989985
- Filippova Е.V., Pivnenko Т.V. Psychological Boundaries of “I” in the Role Play of Peer-unaccepted Children // «Psychology in Russia: State of the Art». — Yearbook of the Russian Psychological Society.Psychology in Russia, 2014, volume 7, Issue № 1. Р. 62-72
- Keler M., Lopez-Perez B., Gummerum M., Gordillo M.V., Filippova E.V. Sociomoral reasoning in children and adolescents from two collectivistic cultures. // European Journal of Developmental Psycholоgy. — Volume 12, № 2, p. 204-219. — 2015.
- Filippova E.V. Gorshkova N. BODY IMAGE IN PRESCHOOL CHILDREN, GROWING UP IN THE SITUATION OF PATERNAL DEPRIVATION OF DIFFERENT LENGTH. // “Science”, Publishing Center of the European Association of pedagogues and psychologists, p.273-281, 2015.
- Детская и подростковая психотерапия. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Е. В. Филипповой. — Москва: Юрайт, 2016.
- Филиппова Е.В., Пивненко Т.В. Психологические границы «Я» в игре детей, не принимаемых сверстниками (монография). — Lap Lambert academic Publishing GmbH Co.KG, Германия, 2016.
- Интервью с Е.В. Филипповой: о связи культурно-исторической теории с психологической практикой // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 1. С. 159–166. doi:10.17759/cpp.2018260111
- Филиппова Е.В. ВВЕДЕНИЕ В журнал Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 5-6
- Филиппова Е.В. (в соавторстве с Ерохиной Е.А.) ОБРАЗ ТЕЛА И ОТНОШЕНИЕ К СВОЕМУ ТЕЛУ У ПОДРОСТКОВ: СЕМЕЙНЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ) // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 57-68.
- Филиппова Е.В. (в соавторстве с Боголюбовой-Кузнецовой Д.В.) РАЗВИТИЕ ОСОЗНАНИЯ СЕБЯ ДЕТЬМИ С РАС В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ АРТ-ТЕРАПИЕЙ. В сборнике: «Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: межпрофессиональное взаимодействие» /Под общей редакцией О. Н. Усановой. 2019. С. 135-137.
- Филиппова Е.В. ВСПОМИНАЯ ФЕДОРА ЕФИМОВИЧА ВАСИЛЮКА. // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 1. С. 165-167.
- Филиппова Е.В. (в соавторстве с Боголюбовой-Кузнецовой Д.В.) ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ В РАМКАХ АРТ-ТЕРАПИИ. // Дефектология. 2019. № 3. С. 20-32.
- Павлова Н.В., Филиппова Е.В. Феномен селфи и его психологический смысл для современного подростка // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Том 30. № 1. С. 109–131. doi:10.17759/cpp.2022300107