Ученая степень: кандидат психологических наук (19.00.01 — общая психология, 1984 г.)
Ученое звание: доцент (2007 г.)
Стаж научно-педагогической деятельности: с 1975 года
Стаж педагогической педагогической деятельности: с 1979 года
Образование: МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии, 1975 год. Специальность психолог, преподаватель психологии.
Дополнительное образование
- 2021 — «Организация дистанционного обучения в Cisco Webex Meetings»16 часов, от 14.01.21 МГППУ.
- 2020 — Оказание первой помощи в образовательных организациях (16 час., ООО «Хелметс», г. Санкт-Петербург).
Награды
- 2017: почетный знак ФГБОУ ВО МГППУ «Золотая ПСИ»
- 2022: Благодарность ректора за участие в проекте «Оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей Федерального проекта «Современная школа» Национального проекта «Образование» в 2021 году» (приказ № 40-1-04/17 от 18 января 2022 года)
Учебные дисциплины
-
Психолого-педагогическая помощь детям с трудностями в обучении (бакалавриат, специалитет)
-
Основы научной деятельности студента (бакалавриат, специалитет)
-
Основы проектной деятельности (специалитет)
-
Основы сопровождающей деятельности (бакалавриат)
- Культурно-историческая психология: история и перспективы (бакалавриат)
-
Введение в рефлексивно-деятельностный подход (специалитет)
- Психологический анализ проблемной ситуации (бакалавриат)
-
Практикум по коррекционно-развивающему обучению (специалитет)
-
Дизайн психологического исследования (магистратура)
-
Руководство курсовыми, бакалаврскими работами и магистерскими диссертациями
Программы дополнительного профессионального образования:
- Руководитель и преподаватель программы повышения квалификации «Шахматы для общего развития: рефлексивно-деятельностный подход»
Видеозаписи выступлений на конференциях, семинарах и иных мероприятиях
Публикации в СМИ
- «Развитие любого ребенка теоретически не имеет границ». Портал «Реальное время»
- «Необучаемых детей не существует». Портал «Реальное время»
- «Программа «Сигналы точного времени» (тема «Сдавшая ЕГЭ в восемь лет девочка планирует окончить МГУ за два года»). Радио России
- «Необучаемость некоторых детей – не более, чем миф». Вестник образования России
- «Регионы поделились опытом обучения школьников с синдромом дефицита внимания и РАС». агенство стратегических инициатив
Другие интервью и выступления
Научные публикации
- Когда обучение кажется невозможным (статья)
- Как учителю работать с неуспевающим учеником (статья)
- Зарецкий, В.К. О возможности индивидуализации образовательного процесса на основе рефлексивно-деятельностного подхода в инклюзивной практике / В.В. Зарецкий, М.М. Гордон // Психологическая наука и образование / Ред. В.В. Рубцов, Аркадий Аронович Марголис. – 2011. – №3 2011. – с.19-26.
- Зарецкий, В.К.Часть 1 : Технология оказания психолого-педагогической помощи детям с трудностями в обучении : учебно-методическое пособие / В.К. Зарецкий, М.М. Гордон, А.А. Шабанов. – Москва : Смысл : Московский городской психолого-педагогический университет, 2007. – 159 с. – (Приоритетный национальный проект «Образование») . – ISBN 978-5-89774-801-3 . – ISBN 978-5-89774-892-1.
- Практикум по коррекционно-развивающему обучению : программа учебной дисциплины / В.К. Зарецкий, М.М. Гордон, О.Д. Пуговкина, Т.А. Карасева. – Москва : Смысл : Московский городской психолого-педагогический университет, 2007. – 20 с. – (Инновационная образовательная программа «Формирование системы психологического образования в университете как базовом ресурсном центре практической психологии») . – Издание представляет из себя отпечатанные на принтере листы текста, сброшюрованные на пружинку . – ISBN 978-5-89774-420-6 . – ISBN 978-5-89774-501-2.
- Проектная деятельность детей как ресурс развития их жизнестойкости.- В кн.: Инициация проектной деятельности детей в условиях детских домов и школ-интернатов (Успешные выпускники. Секреты жизнестойкости). Печатн. Фонд «Женщины и дети прежде всего». Проект «Голос ребенка». М. 2009 2,0 п.л.
- О двух типах методологических средств // В кн.: Эрик Григорьевич.Юдин (под ред. Б.Г.Юдина) / Философы России второй половины ХХ века. Печатн.. М., РОССПЭН, 2010. С.300-325 2,0 Всего 16 соавторов:
Б.Г.Юдин, В.П.Зинченко, Куперт Ю.В., Б.А.Лекторский, В.А.Лефевр, Л.С.Мамут, В.М.Мунипов, А.П.Огурцов, М.Отте, В.Л.Рабинович, Д.Л.Ситникова, В.С.Степин, А.Б.Холмогорова, Г.Ф.Швейник, А.Г.Юдин, И.И.Юдина. - Если ситуация кажется неразрешимой…/ Изд.2. Печатн. М., Изд-во «Форум». 2011.3,5 пл.
- Три главные проблемы подростка с девиантным поведением Печатн. М., Изд-во «Форум». 2011. 5,0 (1,0) п.л. Ю.В. Зарецкий, Н.В. Евлашкина, Н.С. Смирнова, А.Б. Холмогорова
- Как учителю работать с неуспевающим: теория и практика рефлексивно-деятельностного подхода//Библиотечка «Первого сентября». Серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Выпуск 33. Печатн. Москва Чистые пруды, 2011. 2,0 п.л.
- Рефлексивно-педагогическая помощь учащимся в поиске решения творческих задач.-В кн.: Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. / Отв. Ред.-сост. И.Н.Семенов, Т.Г.Болдина. (межд.кол.монография.). Печатн. М.:Аналитика родис. 2011. — 401 с. С. 115-121. 0,8 (0,4) п.л. А.Н. Молостова
- Организация инклюзивной практики как проектная деятельность образовательного учреждения. – В кн.: Учебное пособие «Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья». Печатн. М.: МГППУ. 2012. 2,0 п.л.
- Когнитивно-личностное развитие ребенка в условиях инклюзивного образования с позиции культурно-исторической психологии. – В кн.: Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/ отв. Ред С.В.Алехина Печатн. М.: ООО «Буки Веди», МГППУ, 2013 1,0 п.л.
- Рефлексивно-деятельностный подход как технология индивидуальной психолого-педагогической помощи в учебной деятельности в инклюзивном образовании. – В кн. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / отв. ред. С.В.Алехина Печатн. М.: ООО «Буки Веди», МГППУ, 2013. 0,74 п.л. М.М. Гордон
- Спецвыпуск журнала Консультативной психологии и психотерапии, посвященный рефлексивно-деятельностному подходу (отв. редактор) Печатн. 2013, №2. 12 п.л. Статьи, тезисы
- Как родители могут помочь своему ребенку в преодолении учебных трудностей, и как эти трудности превратить в ресурс развития? / Психологические, семейные и социальные аспекты обеспечения образовательной траектории детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сборник материалов научно-практического семинара Печатн. М., МГППУ, 2009. 0,3 (0,2) М.М.Гордон
- Некоторые психологические условия профессиональной самореализации молодых людей с инвалидностью – Там же. Печатн. М., МГППУ, 2009. 0,6 (0,3) М.М. Кириллова
- Правовые основы социальной защиты инвалидов : Учебная программа для детей-инвалидов старшего возраста. Печатн. М., МГППУ, 2009. 3,5 (1,0) Р.Н. Жаворонков
- Доказательство Бороздина: послесловие к очерку. Печатн. «Первое сентября», №10, 2009. 0,2
- Замкнутый круг школьной неуспешности Печатн. «Первое сентября», №17, 2009 0,3
- Нарушения интерперсональных отношений и эмоционального развития у детей-сирот без опыта жизни в семье.Печатн. Дефектология 2009, № 6. 0,8
(0,4) М.А. Чупрова - Школьная дезадаптация в форме систематических пропусков занятий: факторы риска и психосоциальная реабилитация Печатн. Дефектология. 2009, № 5. 0,9 (0,3) В.Ю.Андреюк, А.Б.Холмогорова
- Психологические причины школьной неуспеваемости. Рецензия на книгу Н.П.Локаловой «Причины школьной неуспеваемости: диагностика, коррекция, профилактика». Печатн. Психологическая наука и образование. 2009 (Электронная версия) 0,3
- The Zone of Proximal Development What Vygotsky Did Not Have Time to Write Печатн. Journal of Russian and East European Psychology, vol. 47. No 6. November-December 2009, pp. 70-93 1,5 п.л.
- Психологические причины школьной неуспеваемости. Рецензия на книгу Н.П.Локаловой «Причины школьной несупеваемости: диагностика, коррекция, профилактика». Печатн. Культуно-историческая психология. 2010.№1. С.119-121. 0,3
- Рефлексивно-деятельностный подход к оказанию психолого-педагогической помощи: экзистенциальный аспект // Четвертая всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии (Москва, 4-5 мая 2010 г.). Материалы сообщений. Печатн. М., 2010. С.123-126. 0,4
- Zone of proximal development as the basis for psychological help to children with learning problems // FMPP Annual Congress of Psychiatry and Psychotherapy. 20th IFP World Congress of Psychotherapy. June 16th-19th, 2010. Печатн. KKL, Lucerne, Switzerland 0,1п.л.
- Может ли быть полезна российская психология в решении проблем современной психотерапии: размышления после ХХ конгресса интернациональной федерации психотерапии (IFP). [Электронный ресурс] . Электр. Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 4. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 13.10.2010) 2,6 (1,3) п.л. А.Б. Холмогорова
- Информация о ХХ конгрессе Интернациональной федерации психотерапии (IFP) 17-19 июня 2010 г. в г. Люцерн (Швейцария). [Электронный ресурс] // Электр. Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2010. — N 4. — URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 13.10.2010) 0,2 (0,1) п.л. А.Б. Холмогорова
- Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Печатн. М., МГППУ, 2010
C. 104-116 0,8 (0,4) п.л. С.В. Алехина - Может ли культурно-историческая концепция Л.С.Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как психотерапевты? Печатн. Культурно-историческая психология. 2011. №1. С. 108-118 1,0 п.л. А.Б.Холмогорова
29. К 80-летию В.М.Мунипова Печатн. Вопросы психологии, 2011, №4. С. 145-152. 0,8 п.л. - Шахматы для общего развития // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития. Материалы Международной научно-практической конференции. Ч.3. Печатн. Челябинск. Издательский центр ЮУрГУ, 2011. С. 152-155. 0,6(0,2) п.л. О.В.Глухова, М.М.Гордон
- О возможности индивидуализации образовательного процесса на основе рефлексивно-деятельностного подхода в инклюзивной практике Печатн. Психологичес-кая наука и образование. 2011. №3. 0,6 (0,3) п.л. М.М. Гордон
- Круглый стол по проблемам диагностики нарушений психического развития Печатн. «Вопросы психологии». 2012.№3. 0,9 (0,3) А.Б. Холмогорова П.А. Тарханова
- Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В. Субъектная позиция ребенка в преодолении учебных трудностей (случай из практики) // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 2. С. 110–133.
- Об одной проблеме нарушения развития детей-сирот без опыта жизни в семье. – В кн. Сб.научных статей под ред. М.К.Бардышевской, Л.С.Печниковой, А.Л.Рыжова «Идеи Виктора Васильевича Лебединского в психологии аномального развития». Печатн. М.: Изд-во Акрополь. 2012. 1,0 (0,5) П.л. М.А. Чупрова
- Думая о Петре Яковлевиче Гальперине… Печатн. Культурно-историческая психология. 2012. №4 1,0
- Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в оказании консультативной психолого-педагогической помощи Печатн. Журнал консультативной психологии и психотерапии. 2013. №2. С.10-37. 1,5
- Воспитательный потенциал инклюзии Печатн. Изд.дом «Первое сентября». 0,25
- Траектория развития представлений о рефлексии и их использования в практике организации решения проблем Печатн. Журнал «Психология в вузе». 2013, №4. 2,0 п.л.
- Когда обучение кажется невозможным Печатн. «Первое сентября» 2013, № 17 0,2
- Ребенок – не раб своих ограничений Печатн. «Первое сентября», 2014, №2. 0,2
- Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов Печатн. Психологическая наука и образование, 2014, №1 0,9 (0,3) Зарецкий Ю.В.Кулагина И.Ю.
- О Владимире Петровиче – Учителе и человеке Печатн. «Культурно-историческая психология, 2014, №2. 0,6
- Concept «zone of the proximal development» – in psychotherapy and pedagogics.
Электр. Congress ISCAR. Australia. Sydney. 2014. 0,1 Kholmogorova A. - Социальное познание и ментальность в зеркале процесса решения творческой задачи // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Том 22. № 4. С. 207–222.
- Культурные нормы в зеркале решения творческих задач: динамика за сорок лет. (Тезисы на съезд РПО).
- Зарецкий В.К., Черникова Т.М. Решение творческих задач детьми младшего подросткового возраста как модель преодоления проблемной ситуации // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 2. С. 37–56. doi:10.17759/cpp.2015230203
- Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В. Опыт оказания психолого-педагогической помощи средствами рефлексивно-деятельностного подхода: случай Дениса Г. // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 2. С. 142–156. doi:10.17759/cpp.2015230209
- Зарецкий В.К., Семенов В.В. Предисловие к публикации лекции И.Б. Гриншпуна «Введение в историю психотерапии» // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 2. С. 172–174. doi:10.17759/cpp.2015230211
- Зарецкий В.К. Некоторые соображения по статье Н.Б. Савинкиной «Непроизвольное запоминание при обучении иностранному языку по Методу активизации. Практический опыт» // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 2. С. 132–135. doi:10.17759/cpp.2016240209
- Психологи о значении культурно-исторической теории для психологического консультирования и психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 4. С. 171–181. doi:10.17759/cpp.2016240409
- Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б. Педагогическая, психологическая и психотерапевтическая помощь в процессе преодоления учебных трудностей как содействие развитию ребенка // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 3. С. 33–59. doi:10.17759/cpp.2017250303
- Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б. Мировая психология и педагогика в поисках теории развития, адекватной вызовам нашего времени: вперед к Выготскому // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 3. С. 170–175. doi:10.17759/cpp.2017250312
- Зарецкий В.К. Владимир Петрович Зинченко – хранитель традиций культурно-исторической психологии // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 3. С. 176–183. doi:10.17759/cpp.2017250313
- Зарецкий В.К. К 85-Летию Никиты Глебовича Алексеева // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 4. С. 188–203. doi:10.17759/cpp.2017250413
- Психологи о творчестве Высоцкого: к 80-летию поэта и барда // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 1. С. 45–55. doi:10.17759/cpp.2018260104
- Зарецкий В.К., Николаевская И.А. Современное состояние культурно-исторических деятельностных практико-ориентированных исследований: обсуждение международным сообществом // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 2. С. 178–181. doi:10.17759/cpp.2019270212
- Зарецкий В.К., Николаевская И.А. Многовекторная модель зоны ближайшего развития как способ анализа динамики развития ребенка в учебной деятельности // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 2. С. 95–113. doi:10.17759/cpp.2019270207
- Зарецкий В.К. Об учебнике С.М. Морозова «История психологии» (Москва, 2019) // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 1. С. 180–183. doi:10.17759/cpp.2020280111
- Зарецкий В.К., Агеева А.А. Проблема эффективности родительской помощи детям в ситуациях учебных трудностей с позиций рефлексивно-деятельностного подхода и когнитивно-бихевиоральной терапии // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Том 29. № 3. С. 159–179. doi:10.17759/cpp.2021290310
- Зарецкий В.К., Глухова О.В. О конференции ФИДЕ «Шахматы в образовании» // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Том 30. № 2. С. 163–166. doi:10.17759/cpp.2022300210
- Зарецкий В.К. У истоков рефлексивно–деятельностного подхода: к 120–летию Петра Яковлевича Гальперина, к 90–летию Никиты Глебовича Алексеева // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Том 30. № 4. С. 11–27. DOI: 10.17759/cpp.2022300402
- Глухова О.В., Воликова С.В., Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К. Результаты лонгитюдного диагностического исследования по проекту «Шахматы для общего развития» // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Том 30. № 4. С. 49–75. DOI: 10.17759/cpp.2022300404
- Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б., Печникова Л.С. Интервью с В.В. Николаевой: все мы были последователями культурно-исторической психологии // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Том 30. № 4. С. 173–179. DOI: 10.17759/cpp.2022300410
- Интервью с В.К. Зарецким: своим главным учителем я считаю Л.С. Выготского // Консультативная психология и психотерапия. 2023. Том 31. № 1. С. 136–151. DOI: 10.17759/cpp.2023310107
- Зарецкий В.К., Ведмицкая Д.Д., Клименкова Е.Н. Проект «Дерево культурно-исторической психологии»: интервью с Б.Д. Элькониным // Консультативная психология и психотерапия. 2023. Том 31. № 4. С. 151–166. DOI: 10.17759/cpp.2023310408