г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

«Мы гении!»: репортаж о работе волонтерского проекта «Учеба дома»

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

«Мы гении!»: репортаж о работе волонтерского проекта «Учеба дома»

«Мы гении, мы гении!» – кричали детские голоса на той стороне скайпа. Четыре шестиклассника, перебивая друг друга, выкрикивали правильные ответы, активно расставляли запятые, тире, кавычки. Началось соревнование, кто быстрее ответит, кто ответит правильно. Они занимались русским языком, на каникулах, дополнительно, добровольно, пять раз в неделю…

В школе начались каникулы, в институте – выходные и нерабочие дни, но для увлеченных людей это не препятствие к интересной деятельности. Консультации по русскому языку для ребят из 6-го класса проводит профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии В.К.Зарецкий.

Вынужденные каникулы прервали прохождение студенческой практики, в рамках которой студенты факультета консультативной и клинической психологии оказывают помощь ученикам школы 1576 в преодолении учебных трудностей. Практика проводится по договору между школой и университетом под руководством специалистов факультета В.К.Зарецкого, М.М.Гордон, И.А.Николаевской.

Однако к консультированию учеников по процессу преодоления учебных трудностей в дистанционном режиме студенты пока не готовы. Поэтому с шестиклассниками русским языком занимается сам В.К.Зарецкий, а студенты участвуют в занятии в качестве наблюдателей, выполняя задания вместе с учениками, а затем – уже без учеников – проводят рефлексию занятия.

Важно отметить, что инициатором занятий по русскому языку выступил ребенок, который создал группу в скайпе. И на просьбу консультанта: «Егор, расскажи про свой замысел», – мальчик ответил, что у него проблемы с изучением русского языка, и он хочет научиться правильно ставить в предложении запятые. Инициировал занятия один ученик, но к занятиям присоединились и другие ребята, которым порекомендовала участвовать в них учитель русского языка Маргарита Константиновна Чукова. Сейчас это уже устоявшаяся группа из пяти школьников. Это кажется удивительным – вовлеченность, азарт участников растет от занятия к занятию. Вот уже (после пятого занятия) появился первый доброволец на индивидуальное консультирование. При этом, общие занятия, проводятся три раза в неделю, и это на каникулах. Таким образом, только за неделю каникул было проведено пять занятий по русскому языку, одно из которых пришлось на субботу.

Консультанту В.К.Зарецкому удалось создать безопасное доверительное пространство для обучения, где нет нажима, директив –ничего, что не было бы согласовано с детьми и не стало бы их общим с консультантом замыслом.

Почему я заговорила, про безопасное пространство? Какое событие убедило меня в безопасности пространства, в открытости участников? У меня была возможность наблюдать рефлексию студента, присоединившегося к занятию. Было удивительно, как он открыто и откровенно высказывает свои мысли, не боясь осуждения со стороны преподавателя. Что увидела в этом я? Попытки понять, разобраться в структуре консультативного занятия по русскому языку в рамках рефлексивно-деятельностного подхода, который Виктор Кириллович называет простым и легким. «Это легче, чем Вам кажется», – говорит он своим студентам. Но как же трудно понять этот подход, когда тебя самого учили в школе совсем не так, когда за ошибки тебя всегда ругали, когда твоя трудность с освоением материала расстраивала твоих учителей и родителей, когда неуспешный ученик становился проблемой для класса, когда трудность не рассматривалась, как ресурс для развития, к открытию нового себя.

После одной из консультаций с детьми состоялась встреча В.К.Зарецкого с мамами учеников, которую организовала М.К.Чукова, тоже принимающая участие в занятиях. Одна из мам спросила: «А он сможет теперь написать диктант без ошибок?» «Пока еще, наверное, нет, – ответил Виктор Кириллович, – но скоро несомненно сможет!» Мама все-таки дала своему сыну диктант на правило чередования корней, над которым – по инициативе самого ученика – шла работа на одном из занятий. Он написал без ошибок…

Л.В.Судакова,
3 курс, второе высшее образование

Поделиться в социальных сетях