г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

Что делать родителям, если ребенок — ябеда? Комментарий доцента О.В. Коваль на портале «Растим детей»

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

Что делать родителям, если ребенок — ябеда? Комментарий доцента О.В. Коваль на портале «Растим детей»

Почему дети ябедничают, жалуются на других, рассказывают то, что к ним не имеет никакого отношения, и что с этим делать взрослому? Этими вопросами задаются родители и большинство воспитателей, педагогов. Мы попросили ответить на них Оксану Владимировну Ковалькандидата психологических наук, доцента кафедры детской и семейной психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ.

Что такое ябедничество?

Постараемся разобраться с тем, что такое ябедничество. В психологии существует не так много научной литературы по данной проблеме, хотя явление это является распространенным в детских коллективах садов и школ.

В. Горбачева выделила два типа жалоб в детских коллективах дошкольников: жалобы пострадавшего из обиды и жалобы по поводу нарушения правил. Отмечается также динамика в жалобах дошкольников: в возрасте 4 лет жалобы носят характер сообщений от пострадавшего; в 5–6 лет — жалобы о нарушении правил из позиции стороннего наблюдателя (Л. Довыденко, И. Маланчук).

Существуют типологии ябедничества (М. Кравцова, А. Рузская, М. Абрамова), в которых выделяются: «беспомощность» (вынужденное сообщение), «защита себя и других», «предупреждение» (сообщение во благо) и др. Однако, как отмечает С. Оганесян, эти типы не являются собственно ябедничеством, которое со времен появления слова означало личную выгоду от сообщения. Исследователь определяет ябедничество как сообщения ребенка с целью самоутверждения за счет обесценивания другого, из мести, обиды или зависти.

Это позволяет различать собственно «ябедников», желающих извлечь личную выгоду, и детей с обостренным чувством справедливости, стремлением к честности, защите других людей, которые сообщают взрослому об опасных ситуациях, при этом сами редко получают от окружающих ярлык «доносчика» или «стукача».

Возрастные особенности появления ябедничества

Второй важный аспект, который мы затронем, — возрастные особенности появления ябедничества. На этапе развития ребенка младшего школьного возраста и прохождения кризиса 7 лет может проявиться собственно ябедничество. Жалобы и «стукачество» могут наблюдаться у детей младше по возрасту, однако в 3 года дети еще не могут прогнозировать последствия своего поступка и могут увидеть их только после реакции взрослого.

Ребенок в возрасте от 3 до 5 лет, жалуясь на других детей, информирует взрослого о происходящем часто без каких-то целей. Закрепится ли такое поведение, зависит от реакции взрослого.

Намеренно ябедничать, рассчитывая, что за жалобой последует определенное действие взрослого в отношении того, на кого жалуется ребенок, возможно в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах, когда ребенок может понимать, какие именно реакции взрослого последуют в результате его сообщения.

Становясь школьником, ребенок попадает в новую для него ситуацию, требующую соблюдения очень большого количества норм поведения. Несмотря на то, что к младшему школьному возрасту ребенок умеет подчиняться некоторым обязательным правилам или хорошо с ними знаком, в школе ему приходится соблюдать много правил сразу. Соблюдая эти правила, ребенок сопоставляет свое поведение с тем, как другие следуют правилам (девизом становится «Правила для всех одинаковы»). Как отмечает Д. Эльконин, первоклассники очень чувствительны к выполнению правил, и своими жалобами они скорее хотят сообщить, что ими правила усвоены.

Кроме того, в этом возрасте ребенок начинает оценивать себя в соответствии с мнением о нем окружающих, со своими удачами и неуспехами. У него формируется мотив социального признания взрослыми и сверстниками. Поэтому, если ребенок лишен этого признания, чувствует себя недооцененным, он может стремиться повысить свою значимость, прибегая к ябедничеству.

Одновременно ребенок может чувствовать себя «полезным» взрослому в том, что сообщил важную информацию, и ощущать себя «лучше» того, на кого пожаловался. В условиях формирования Я-концепции и интенсивного общения друг с другом дети активно сравнивают себя со сверстниками. Такое сравнение может привести к негативным чувствам и желанию ребенка навредить тому, кто в его глазах лучше, что также способствует ябедничеству.

Продолжение статьи читайте на портале «Растим детей»

 

Поделиться в социальных сетях