«Эмпатические реплики в понимающей психотерапии Ф.Е.Василюка» — статья доцента Т.Д. Карягиной на сайте «Психологической газеты»
Статья «Развитие эмпатии: природа или культура? Опыт обучения навыкам эмпатической реплики в мастерских понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка» Татьяны Дмитриевны Карягиной является сокращенной и переработанной версией доклада, сделанного на междисциплинарной конференции The Empathy Project: 2nd Global Meeting, Оксфорд, Великобритания, 7–9 сентября 2015 г.
Вопрос развития эмпатии обычно ставится в двух основных контекстах — общечеловеческом и профессиональном. Мы говорим о развитии эмпатии у детей, о степени эмпатии нашего общества, имея в виду проблемы нарциссизма, агрессии, нечувствительности к страданию живых существ. Особенно активно в последние годы этот вопрос поднимается, когда мы говорим о работе профессионалов, сутью профессии которых является помощь людям, попавшим в трудную ситуацию, — медиков, психологов, социальных работников и т.д.
Несмотря на значительные различия в этих контекстах, мы рассматриваем их, основываясь на некоторых общих принципах: на культурно-деятельностном подходе советской и российской психологии, который связан, в первую очередь, с именем советского психолога Л.С. Выготского, а также его учеников и коллег: А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и др.
<…>
Можно выделить 2 принципа для работы по развитию эмпатии: привлечение внимания к стимулам для эмпатии и организация активной деятельности по решению «эмпатических задач», в ходе которой связь «новый стимул — действие» отрабатывается и автоматизируется.
Рассмотрим пример из области обучения студентов профессиональной помогающей деятельности — психологическому консультированию и психотерапии.
Подход, в котором я работаю и на материале обучения которому проводились наши исследования, разработан известным российским психологом Федором Ефимовичем Василюком. Подход называется понимающая психотерапия (ППТ). Это гуманистический экспериментальный подход, то есть подход, трактующий развитие переживания клиента как главный лечащий фактор в психотерапии.
Мы провели исследование результатов обучения нашему подходу. До начала обучения и через полгода, после окончания первого этапа, студентам давали посмотреть видеозапись монолога клиента, который пришел на психотерапию и рассказывает о своей проблеме. Это были разные клиенты и разные проблемы, но мы отобрали с помощью экспертов ситуации, которые были приблизительно одинаковы по уровню сложности, клиенты были приблизительно в одинаковой степени открыты, говорливы, эмоциональны и т.п. Студенты должны были представить письменный отчет, как они понимают состояние, переживания, эмоции клиента и т.п. Использовался лингвистический метод тема-рематического анализа. Этот метод выделяет основные темы текста и ремы. Рема — это детализация, раскрытие темы. Немного упрощая, можно сказать, что количество тем соответствует количеству основных аспектов переживания клиента, выделенных студентами. Мы назвали эту характеристику объемом эмпатии. Количество рем соответствует количеству нюансов этого переживания, отмеченных студентами, и отражает степень детализации эмпатии.
<…>
Результаты исследования показывают, что по итогам обучения значимо выросло и количество тем, и количество рем. Но степень детализации переживаний выросла в 3 раза. За счет чего? Что происходило в ходе обучения?
Продолжение и полную версию статьи читайте на сайте «Психологической газеты».