Монография Ф.Е. Василюка «Понимающая психотерапия как психотехническая система» стала победителем XXV Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2023 года
2 июня 2024 года на 18-м Санкт-Петербургском саммите психологов состоялась торжественная церемония награждения победителей и лауреатов XXV Национального конкурса «Золотая Психея».
На Национальный конкурс по итогам 2023 года участники подали более ста проектов, принимали участие психологи из разных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Воронежа, Новосибирска, Сочи, Читы, Томска, Казани, Брянска, Норильска, Перми, Вихоревки Иркутской области, Тюмени, Славянска-на-Кубани, Нижневартовска, Красноярска, Альметьевска, Ялты, Рязани, Таганрога, Ярославля, Чебоксар, Орла, Тулы, Сочи, Пскова, Гурзуфа, Самары, Белгорода, Донецка, Горловки, Ростова-на-Дону, с. Белоярска ЯНАО, Армавира, Иркутска, Братска, Владивостока, Ижевска, Тамбова, с соавторами из Финляндии (г. Темпере) и США (г. Харрисонбург).
Финалистов определяли по результатам трех независимых голосований: экспертного, читательского и редакционного. Победителя в каждой номинации выбирало Большое жюри, в состав которого входят 50 наиболее авторитетных и известных представителей психологического сообщества.
В номинации «Книга года по психологии» Большое жюри XXV Национального конкурса «Золотая Психея» присудило победу фундаментальному труду создателя отечественной психотерапевтической школы Фёдора Ефимовича Василюка — научному печатному изданию «Понимающая психотерапия как психотехническая система» (Авторы: Елена Леонидовна Иванова и Ольга Владимировна Филипповская).
О монографии
Подготовка на материале докторской большой основополагающей монографии являлось заветной мечтой Ф.Е. Василюка, которой, однако, не суждено было осуществиться при его жизни.
Монография включает в себя исследования, которые велись им на протяжении нескольких десятилетий.
Основу монографии составляет текст одноименной докторской диссертации автора. Этот масштабный труд содержит методологическую, теоретическую, методическую и дидактическую части.
Первая часть работы посвящена описанию историко-методологических координат системы понимающей психотерапии.
Задача второй части – построение ее общепсихологического каркаса.
В третьем разделе изложена собственно психотерапевтическая теория, которая, по мысли автора, призвана соединить общепсихологическую, методическую и дидактическую части, обеспечивая при этом возможность обратного обогащающего движения исследовательской мысли от эмпирии к теоретическим основаниям.
Четвертая часть представляет собой подробное описание психотерапевтической техники, включающей отдельные базовые приемы и целостные авторские методики.
Помимо этого в рамках своего подхода Ф.Е. Василюком была детально разработана и многократно опробована дидактическая сторона обучения, основные принципы и формы которого изложены в Приложении.