г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-92-12
priem.pk.mgppu@gmail.com

«Принцы и нищие. Правда ли, что дети богатых умнее своих бедных сверстников?» — мнение доцента Е.Ю. Чеботаревой в издании «АиФ»

Официальный сайт факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

«Принцы и нищие. Правда ли, что дети богатых умнее своих бедных сверстников?» — мнение доцента Е.Ю. Чеботаревой в издании «АиФ»

«Конечно, деньги — это преимущество для получения хорошего образования. Но многое зависит от мотивации, отношений детей с родителями, образа жизни, стратегии поведения, которую транслируют в семье, — считает доцент кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ Елена Юрьевна Чеботарёва. — Та же мотивация помогает найти какие-то менее затратные способы для получения хорошего образования. Просто требуется больше инициативы, больше усилий, чтобы найти бесплатные ресурсы. Я знаю много случаев, когда люди именно из неблагополучных семей добились очень заметных успехов. Когда я спрашивала, как им это удалось, они говорили, что, например, у них, несмотря ни на что, были хорошие отношения с родителями. И ребёнок сильно старался, чтобы о его семье ничего плохого не думали, — учился, добивался успеха в спорте, творчестве. А есть и другая сторона медали, когда в очень богатых семьях вырастают неблагополучные дети. Это история про потерю контакта с родителями. Дети хотят внимания, а родители вместо этого — репетиторов, заграничные школы. Конечно, тогда дети бунтуют».

По мнению Елены Чеботарёвой, много зависит от того, в чём семья видит смысл денег.

«Одни деньги используют как ресурс, считая, что они дают возможности для развития. А для других это спасение от страхов, тревог, гарантия выживания, — отмечает она. — Те, кто с помощью денег спасается и защищается, часто детей запугивают: не будешь учиться — пойдёшь работать грузчиком, курьером, таксистом (раньше говорили — дворником). Если ребёнку ставится задача получить хороший диплом, чтобы устроиться на хорошую работу, то он знаниями не интересуется. Ему важно „корочки“ получить. И совсем другое дело, когда при деньгах ещё есть интерес, любопытство, потребность в самовыражении, творчестве.

И всё же важнее денег мотивация и восприятие мира. Чтобы реализовывать себя, в современной жизни не всегда нужны большие ресурсы. Можно придумать, как удовлетворить интересы детей и давать им знания об окружающем мире бесплатно или недорого. Если у самих родителей есть интерес к жизни, кроме зарабатывания денег, то они то же самое транслируют детям. И если при этом у них хороший контакт с ребёнком, то у него много психологических ресурсов, чтобы развиваться».

Полная версия статьи — на сайте издательства «Аргументы и факты».

 

Поделиться в социальных сетях