Профессор В.К. Зарецкий принял участие в круглом столе «Наверстывающее обучение: вызовы, решения и перспективы», организованном Аппаратом Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка
Аппарат Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка инициировал проведение круглого стола «Наверстывающее обучение: вызовы, решения и перспективы».
Цель мероприятия – открытый диалог и обмен опытом в решении на федеральном уровне проблем и сложностей в обучении детей с опытом сиротства и несовершеннолетних, относящихся к другим уязвимым социальным группам.
Актуальность круглого стола обозначил руководитель аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Алексей Газарян. «Об этой теме нужно начинать говорить. Первые сигналы, которые мы получили о потребности в таком разговоре, были связаны с результатами нашего исследования “Подростки 360”, которое мы провели с СПбГУ. Оно касалось подростков, родителей и преподавателей. По итогам опроса 40 тыс. педагогов, только в 3 % образовательных учреждений имеются программы так называемого наверстывающего образования», – сообщил он.
По словам Алексея Газаряна, в ряде жизненных ситуаций детям требуется период восстановления в образовательном процессе. «Во-первых, это институциональное размещение. У нас все еще остаются дети, которые проживают в стационарах – это учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитационные центры. Во-вторых, дети, в чьих жизнях происходят кризисные и травмирующие события, что влияет на сферу обучения. Госпитализация также приводит к потере образовательного ритма. Ситуации миграции, беженства, вынужденного переселения, смена учебных заведений, переезд – в них дети также нуждаются в наверстывании образовательной программы», – отметил он.
В рамках круглого стола профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии Виктор Кириллович Зарецкий представил технологию «Шахматы для общего развития». «Говоря о неуспеваемости и проблеме наверстывающего образования, я выделяю одним из эпицентров отставание в начальной школе в способности действовать в уме. Шахматы – идеальный предмет для развития способностей действовать в уме. В качестве технологической научной основы мы взяли рефлексивно-деятельностный подход, суть которого заключается в том, что ребенок становится субъектом преодоления своих учебных трудностей, а учитель – помощник в этом процессе. Учителя начальной школы сначала преподавали шахматы, создавая на каждом уроке условия, при которых ребенок попадает в проблемную ситуацию, а затем перенесли этот опыт на другие предметы», – рассказал Виктор Зарецкий.
Участие в круглом столе приняли представители федеральных министерств и ведомств по линии образования, члены научного сообщества, а также организаторы государственных и негосударственных образовательных проектов. Все полученные предложения и практики будут проанализированы для дальнейшей работы аппарата Уполномоченного.